ОБРАЗ ПЕРСОНАЖА КАК ТЕКСТОВАЯ КАТЕГОРИЯ: КОГНИТИВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация
Наряду с сюжетом образ персонажа представляет собой один из наиболее конструктивных элементов художественного текста (третий элемент – композиция – не менее обязательный в тексте, играет вспомогательную роль в отношении как последовательности событий, о которых ведется повествование, так и действующих лиц, которые задействуются в этих событиях). Исследовательская интерпретация персонажа как константы текста выявляет его двойственную природу. С одной стороны, эта текстовая категория проливает свет на жизненный опыт автора как реальной психологической личности, с другой стороны – является логическим результатом когнитивного моделирования, наблюдаемого в сознании автора как творческой языковой личности. Подобная двойственная природа «внедрения» персонажа в виртуальное пространство текста, в свою очередь, становится источником воздействия на эмоционально-волевую сферу читателя, его уникальной интерпретации реальных жизненных ситуаций, в которых обнаруживается вымышленный персонаж.
Ключевые слова
Литература
Александрова М.И. Подтекст в повествовании от первого лица: когнитивно-прагматический аспект: дис. … канд. филол. наук. – Ростов н/Д., 2013.
Иштоян К.Г. Прием концептуальной интеграции как способ организации нетипичного повествования (на материале современной англоязычной прозы): дис. … канд. филол. наук. – Ростов н/Д., 2013.
Кудряшов И.А. Нетипичное повествование: архитектоника, рассказчик, смысл // Актуальные проблемы теории и методологии науки о языке. – СПб., 2014. С. 144-149.
Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. – М.: Русский язык, 1980.
Смирнова А.А. Языковая личность персонажа литературного произведения и психотип человека: дис. … канд. филол. наук. – М., 2011.
Фарино Е. Введение в литературоведение. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
Федотова О.С. Лингвостилистические средства реализации интроспекции персонажа в современной англоязычной художественной прозе: дис. … канд. филол. наук. – М., 2007.
Щебетенко С.А. Я-концепция, эмпатия и психологическая близость в отношениях читателя к литературным персонажам: дис. … канд. психол. наук. – Пермь, 2004.
Щирова И.А. Языковое моделирование когнитивных процессов в англоязычной психологической прозе XX века: дис. … докт. филол. наук. – СПб., 2001.
Щукина К.А. Речевые особенности проявления повествователя, персонажа и автора в современном рассказе (на материале произведений Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой): дис. … канд. филол. наук. – СПб., 2004.
Albama F.L. Analyzing World Fiction: New Horizons in Narrati-ve Theory. – Austin: University of Texas Press, 2011.
Dixon P., Bortolussi M. The Reader, the Narrator, and the Chara-cters: A Cue-Interaction Model of Characterization // Empirical Approaches to Literature: Proceedings of the Fourth Biannual Conference of the International Society for the Empirical Study of Literature. – Siegen: LUMIS-Publications, 1995. Pр. 28-36.
Fludernik M. Towards a ‘Natural’ Narratology. – L.: Routledge, 1996.
Hoorn J.I., Konijn E.A. Perceiving and Experiencing Fictional Characters: An Integrative Account // Japanese Psychological Research. 2003. № 45. Pр. 221-239.
Iannucci A. Patterns of Consensus and Divergence in the Judgment of Personality Traits among a Group of Well-Acquainted Young Women. – Irvine: University of California, 1991.
Mieke Bal Narratology: Introduction to the Theory of Narrative. – Toronto: University of Toronto Press, 2009.
Phelan J. Reading People, Reading Plots. Character, Progression and the Interpretation of Narrative. – Chicago, London: The University of Chicago Press, 1989.
Turner M. The Literary Mind. – New York: Oxford University Press, 1996.
DOI: https://doi.org/10.12731/wsd-2015-5.6-2100-2113
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2016 В мире научных открытий
ISSN 2658-6649 (print)
ISSN 2658-6657 (online)