ЛИТЕРАТУРНАЯ ЛЕГЕНДА: КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ ЖАНРА

Natalia Aleksandrovna Tuliakova


Аннотация


Воспринимаемый как одна из важнейших таксономических категорий, жанр является также средством восприятия, понимания и отражения действительности и имеет, таким образом, когнитивную основу. Настоящая статья представляет собой попытку анализа когнитивной жанровой модели литературной легенды. Цель исследования – установить типичные черты образца, по которому строятся многочисленные литературные легенды XIX века. Когнитивная модель жанра состоит из формальных признаков, а именно обязательных, стандартных и опционных, и идеальной когнитивной модели реальности, которая соотносится с авторским замыслом. Материалом для анализа послужили литературные легенды XIX века, написанные на различных языках. Были отобраны те тексты, которые содержат жанровый идентификатор «легенда» в заглавии и или подзаголовке текста или цикла, в который входит текст. Ядерные формальные признаки легенды связаны с ее конфликтом, сюжетом и хронотопом. Идеальная когнитивная модель может быть описана как установление большей ценности мира по сравнению с человеком. Вне зависимости от национальных вариантов литературной легенды, жанр рассматривает взаимоотношения личности и определенного отношения к миру (выраженного в виде закона, суеверия и т.д.). Сюжет легенды выстраивается в следующей логике: провозглашение правила, его нарушение (сознательное или неосознанное) и расплата (наказание, месть, раскаяние). Результатом коллизии между человеком и мироустройством главным образом становится осознание и признание персонажами и читателем некой давно известной истины (мораль, библейская заповедь), которую намеревался оспорить персонаж. В противоположность роману, в котором человек понимает и озвучивает новую правду о мире, легенда является очень традиционным жанром. Определение формальных признаков и идеальной когнитивной модели реальности позволяет более точно атрибутировать жанр многих литературных текстов, в особенности лишенных авторского жанрового определения.

Ключевые слова


жанр; литературная легенда; идеальная когнитивная модель; обязательные признаки; стандартные признаки; опционные признаки

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Бахтин М.М. Формальный метод в литературоведении // Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. М.: Лабиринт, 2000. С. 195–348 (Baktin M.M. Freydizm. Formal’nyy metod v literaturovedenii. Marksizm i filosofiya yazyka [Freudianism. Formal method in literary criticism. Marxism and Philosophy of Language]. M.: Labirint, 2000, рp. 195–348).

Bax S. Discourse and Genre: Analysing Language in Context. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2011. 224 p.

Brooke G.J. Qumran Pesher: Towards the Redefinition of a Genre // RevQ, 1981, no 10/40, рp. 483–503.

Chandler D. An Introduction to Genre Theory (Aberystwyth: The Media and Communications Studies Site, University of Wales). URL: http://www.aber.ac.uk/media/Documents/intgenre/intgenre.html. Last accessed: 24.07.2017.

Duff D. Romanticism and the Uses of Genre. Oxford: Oxford University Press, 2009. 272 p.

Fowler A. The Life and Death of Literary Forms // New Literary History. Charlottesville: University of Virginia, 1971. Vol. II, рp. 199–216.

Lakoff G. Women, Fire, and Dangerous Things: What Categories Reveal about the Mind. Chicago: University of Chicago Press, 1987. 632 p.

Newsom C.A. Pairing Research Questions and Theories of Genre: A Case Study of the Hodayot // Dead Sea Discoveries, 2010, no 17, рp. 270–288.

Sinding M. After Definitions: Genre, Categories, and Cognitive Science // Genre, 2002, no 5, рp. 181–220.

Williamson R. Jr. Pesher: A Cognitive Model of the Genre // Dead Sea Discoveries, 2010, no 17, рp. 336–360.

Wright B.G. III. Joining the Club: A Suggestion about Genre in Early Jewish Texts // Dead Sea Discoveries, 2010, no 17, рp. 289–314.




DOI: https://doi.org/10.12731/2077-1770-2017-3-114-125

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


ISSN 2077-1770 (print)

ISSN 2218-7405 (online)