ЭНТРОПИЙНОСТЬ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ РОМАНОВ «МЫ» Е. ЗАМЯТИНА И «ЧЕЛОВЕК-НЕВИДИМКА» Г. УЭЛЛСА

Svetlana Gennadyevna Dolzhenko, Pavel Aleksandrovich Korban


Аннотация


Цель. В представленной работе исследуется достаточно распространенная в литературе идея стремления к хаосу, именуемая энтропийностью, на материале научно-фантастических романов «Мы» Евгения Замятина и «Человек-невидимка» Г. Уэллса. Целью исследования является отражение лингвостилистических особенностей передачи идей энтропийности и текстостилистических связей произведений научной фантастики.

Методом исследования был избран компаративный анализ. Основу описания энтропийности составили как литературоведческие труды Е. Замятина, так и работы ученых естественнонаучного цикла.

Результаты. Была выявлена специфика вопроса стремления к хаотичности в научно-фантастическом тексте, анализ которой проводился по формуле канадского астрофизика Х. Ривза. Были подробно рассмотрены способы трансляции идей энтропийности через метафорическую образность; выделены прочие приемы декорации фантастического текста. Изучение лингвостилистической стороны явления энтропийности и его отражения в художественном тексте проводилось в непрерывной связи с материалами романов и подчеркивалось примерами из них.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены при комплексном анализе научно-фантастических произведений.


Ключевые слова


энтропийность; научно-фантастический роман; текстостилистическая связь; лингвостилистические особенности передачи авторской мысли

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Aksjonova N.V., Hatjamova M.A. Gerbert Ujells v recepcii Evgenija Zamjatina [Herbert Wells as perceived by Yevgeny Zamyatin]. Sibirskij filologicheskij zhurnal. 2014. №1, рр. 38–43.

Vatutina A.S. Jentomologicheskie obrazy v fantastike: G. Ujells i A. Tolstoj [Entomological imagery in science fiction: H.G. Wells, A. Tolstoy]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. №1, рр. 47–50.

Vidgof V.M. Metaforicheskoe myshlenie v kul’ture kak pedago-gicheskaja i nauchnaja problema [Metaphorical way of thinking as a pedagogical and scientific issue]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2003. №277, рр. 87–90.

Dolzhenko S.G. Reprezentacija kul’tur v romanah «O divnyj novyj mir» O. Hakslii «1984» Dzh. Orujella [Culture representation in the novels Brave new world by A. Huxley and 1984 by G. Orwell]. Molodoj uchenyj. 2015. №9.1, рр. 23–26.

Zamjatin E.I. O literature, revoljucii, jentropiii o prochem [On literature, revolution, entropy, etc.]. “Persons”. N’ju-Jork: Mezhdunarodnoe literaturnoe sodru-zhestvo, 1967. P. 322.

Zamjatin E.I. My [We]. M.: Sovremennik, 1989. 560 p.

Kubrakova E.A. Tipologija hudozhestvennyh obrazov i problema ih perevoda [Typology of fiction imagery and the issue of their translation]. Novyj filologicheskij vestnik. 2016. №2(37), рр. 140–155.

Lahuzen T., Maksimova E., Jendrjus Je. O sintetizme, matematike i prochem... Roman “My” E.I. Zamjatina [On synthetism, mathematics, etc. … The novel We by Y. Zamyatin]. SPb.: Astra-LUX, 1994. 120 p.

Menglinova L.B. Apokalipsicheskij mif v russkoj proze 1920–1930-h godov (E.I. Zamjatin, M.A. Bulgakov, A.P. Platonov) [Apocalyptic myth in the Russian prose of the 1920–1930s (Y.I. Zamyatin, M.A. Bulgakov, A.P. Platonov]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2004. №282, рр. 173–181.

Mishankina N.A. Metafora v nauke: paradox ili norma? [Metaphor in science: paradox or norm?]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. №3(23), рр. 126–131.

Mitchell D. Oblachnyj atlas [Cloud atlas]. SPb.: Domino, 2012. 704 p.

Jean-Aubry G. Joseph Conrad: life and letters. New York: Doubleday, Page & Co., 1927. 376 p.

Huntington J. The H.G. Wells Reader: A Complete Anthology from Science Fiction to Social Satire. New York: Taylor Trade Publishing, 2003. 496 p.

Del Rey L. The World of Science Fiction, 1926–1976: The History of a Subculture. United States: Ballantine Books, 1979. 416 p.

Reeves H. L‘Heure de s’enivrer: L‘univers a-t-il un sens? Paris: Broché; Seuil edition, 1992. 278 p.

Wells N. The Invisible Man. London: Penguin Books, 2002. 192 p.




DOI: https://doi.org/10.12731/2077-1770-2017-3-126-137

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2017 Svetlana Gennadyevna Dolzhenko, Pavel Aleksandrovich Korban

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0.

ISSN 2077-1770 (print)