ОБРАЗ И ЕГО ЗНАКОВАЯ ПРИРОДА (К ПРОБЛЕМЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ)

Fatima Taulanovna Uzdenova


Аннотация


Цель состоит в исследовании парадигмы национально-этнических представлений, связанных с традиционной картиной мира этноса, социально-исторической и культурно-адаптивной деятельностью; выявлении ценностных ориентаций, или спецификатов (на различных стадиях исторического развития), обусловивших изменение в эволюционном развитии этнокультурного сознания.

Метод. В работе использованы сравнительно-исторический, структурно-семиотический, герменевтический методы.

Результаты. Исследованы образы объектного мира, процессы их смыслопорождения, отражения и преломления в этносознании карачаево-балкарцев. Выявлены образы-семы, отражающие глубинные процессы этносознания и выступающие маркерами этнокультурной идентичности. Поскольку прояснение сущности и структуры национально-этнического сознания невозможно без комплексного изучения его феноменов, объективированных в символе, анализу подвергнуты базисные концепты. На примере концепта «дорога/путь» показаны особенности мировосприятия этноса, обусловленные рекреативным опытом и топологическим пониманием пути как способа познания пространства, а также сакрализацией смыслов, связанных с экзистенциальными представлениями.

Область применения результатов. Результаты исследования могут найти применение в ходе выполнения интегративных культурологических, философских, лингвистических научных проектов, исследований по семиотике.


Ключевые слова


образ; знак; семиотика; концепт «дорога/путь»; карачаево-балкарская поэзия; этнокультурная идентичность

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Atabiyeva A.D. Harakter upotreblenija prostranstvenno-vremennyh simvolov v nacional’noj proze [The Specifics of the Use of Spati-temporal Symbols in the National Prose]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, no 7 (2016): 18–20.

Akhmatova M.A., Ketenchiyev M.B. Intertekstual’nost’ kak obligatornyj priznak karachaevo-balkarskogo nartskogo jeposa [Intertekstuality as an Obligatory Feature of the Karachay-Balkarian Nart Epic]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta, no 2 (2013): 68–70.

Baziyeva G.D. Jetnicheskie tradicii i sovremennye innovacii v hudozhestvennyh tekstah [Ethnic Traditions and Modern Innovations in Literary Texts]. Nalchik: Izdatel’skij otdel IGI KBNTs RAS, 2017. 167 p.

Guzeev Zh.M., Ulakov M.Z. Frazeologija sovremennyh tjurkskih jazykov i problemy ee slovarnoj razrabotki [Phraseology of Modern Turkic Languages and the Problem of its Development in Dictionaries]. V prostranstve jazyka i kul’tury: zvuk, znak, smysl [In the space of language and culture: sound, sign, meaning]: sb. statej v chest’ 70-letija V.A. Vinogradova. Ser. «Studia Philologica». Rossijskaja akademija nauk, Institut jazykoznanija. M., 2010: 179–187.

Dzhankhotova Z.H. Sistema arhetipicheskih obrazov v balkarskoj pojezii 30–50-h gg. XX veka (na materiale proizvedenij K. Kulieva) [The System of Archetypic Images in the Balkar Poetry of the 30-50s of the 20th century (on the material of works by K. Kuliyev)]. Nalchik, 2010. 23 p.

Zhekeeva E.Z., Gabunia Z.M., Ulakov M.Z. K probleme ocenochnogo haraktera poslovichnoj kartiny mira [On the Issue of the Estimation Character of the Proverbial Picture of the World]. Izvestija Kabardino-Balkarskogo nauchnogo centra RAN, no 2 (2011): 140-147.

Ketenchiyev M.P. Karachaevo-balkarskie komparativnye paremicheskie vyskazyvanija [The Karachaevo-Balkar Comparative Paroemiac Utterances]. Aktual’nye problemy filologii i pedagogicheskoj lingvistiki, no 2 (2015): 132-136.

Kuliyev K. Sobranie sochinenij v trjoh tomah [Collected Works in Three Volumes]. Nalchik: Elbrus, 1981. V. 1. 600 p.

Kuchukova Z.A. Ontologicheskij metod kak jadro jetnopojetiki [The Ontologic Method as the Core of the Ethnopoetics]. Nalchik: Izd-vo M. i V. Kotljarovy, 2005. 312 p.

Laypanov B. Odinokoe derevo na Rodine [A Lonely Tree of the Homeland]. Moscow: Molodaja gvardija, 1992. 256 p.

Nemtushkin A. Kostry moih predkov [Fires of my Ancestors]. Stikhi. Krasnoyarsk, 1980. P. 12. Literaturnaja ucheba, no 1 (2002). http:// www.imli.ru/structure/theory/projects.php (date of access: 5.12.2012).

Tolgurov Z.H. Kaysyn Kuliyev. Ocherki istorii balkarskoj literatury. Nal‘chik: Respublikanskij poligrafkombinat im. Revoljucii 1905 g. [Essays on the history of Balkarian literature. Nalchik: Republican Polygraph Complex Revolution of 1905], 2010: 228–281.

Uzdenova F.T. Semioticheskij kontekst i nacional’naja identichnost’: k metodologii voprosa [Semiotics Context and National Identity: Concerning the Methodology of the Issue]. Izvestija Kabardino-Balkarskogo nauchnogo centra RAN, no 3 (2015): 294–300.

Uzdenova F.T. Hudozhestvennoe prostranstvo karachaevo-balkarskoj pojezii: jetnokul’turnyj kontekst [The Artistic Space of the Karachay-Balkarian poetry: the Ethnocultural Context]. Nalchik: Print Centr, 2016. 212 p.

Hubolov S.M. Semanticheskie razrjady komparativnyh frazeologizmov v karachaevo-balkarskom jazyke [Semantic Categories the Comparative Phraseological Units in the Karachay-Balkar language]. Izvestija Kabardino-Balkarskogo nauchnogo centra RAN, no 1(2015): 290–294.

Shafiyeva M.A. Vzaimodejstvie jazyka i kul’tury v semioticheskom aspekte [Interaction of Language and Culture in the Semiotic Aspect]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta, no 63 (2008): 94–99.




DOI: https://doi.org/10.12731/2077-1770-2018-3-12-23

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2017 Fatima Taulanovna Uzdenova

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0.

ISSN 2077-1770 (print)

ISSN 2218-7405 (online)