ПУТИ ЛОГОСА И ЭЙДОСА: АНТИЧНЫЙ РАЗУМ В ПОИСКАХ ИСТИНЫ

Yuri Victorovich Sobolev


Аннотация


Статья посвящена реконструкции и концептуальному анализу античной гносеологической эвристики. Лейтмотивом экспликации проблемы становится осмысление рационального знания в древнегреческой культуре посредством ревизии таких фундаментальных понятий как логос, эйдос и мифос. Обращение к ключевому понятию «логос» предлагается в метафилософском, онтологическом, гносеологическом и религиозном аспектах. В результате, логос анализируется как разумное начало, имеющее в своём основании нередуцируемые элементы мифоса. Сама генеология логоса в своём развитии представлена в краткой историко-культурной дискрипции от античной эпохи до Нового времени. Методология статьи представлена текстологическим, концептуальным и феноменологическим и компаративистским анализом. В ходе работы было установлено, что: 1) мифологическая интуиция связывает логос с Гермесом, которая интерпретируется как функциональное отождествление логоса с истиной; философская же интерпретация отождествляет логос либо с внутренним законом сущего – логос есть истина (линия Гераклита), либо противополагается явлению (линия Парменида); 2) ранняя античная философия не знает жёсткой дихотомии логоса и эйдоса. Результаты исследования могут быть использованы при философском и культурологическом анализе различных аспектов логоса и мифоса. Практическая ценность исследования заключается в возможности включения результатов исследования в лекционные и семинарские занятия по философии, религиоведению, культурологии.

Ключевые слова


логос; эйдос; мифос; рациональность; истина; античность; герметизм

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Averincev S. Sofija–Logos. Slovar’ [Sofia-Logos. Dictionary]. K.: Duh і lіtera, 2005. 902 p.

Breje Je. Filosofija Plotina [Philosophy of Plotinus]. SPb.: «Vladimir Dal’», 2012. 392 p.

Varden B.L. Probuzhdajushhajasja nauka. Matematika drevnego Egipta, Vavilona i Grecii [The awakening science. Mathematics of ancient Egypt, Babylon and Greece]. M.: Fizmatlit, 1959. 460 p.

Viller Je. Uchenie o Edinom v antichnosti i srednevekov’e [The doctrine of the One in antiquity and the Middle Ages]. SPb.: Aletejja, 2002.

p.

Dvoreckij I.H. Drevnegrechesko-russkij slovar’ [Ancient Greek-Russian dictionary]. Volume 1. M.: Izd-vo inostrannyh i nacional’nyh slovarej, 1958. 1043 p.

Zelinskij F.F. Istorija antichnyh religij [History of ancient religions]. Volume 1-3. SPb.: Izdatel’skij proekt «Kvadrivium»; Aletejja, 2014. 864 p.

Kulianu J. Jeros i magija v jepohu Vozrozhdenija [Eros and magic in the Renaissance]. SPb.: Izdatel’stvo Ivana Limbaha, 2017. 592 p.

Losev A.F. Filosofija imeni / Samoe samo: Sochinenija [Philosophy of the name / The most self: Works]. M.: JeKSMO-Press, 1999. 1024 p.

Neretina S.S. Verujushhij razum. Kniga bytija i Salicheskij zakon [A believing mind. The book of being and Salic law]. Arhangel’sk.: Izd-vo Pomorskogo peduniversiteta, 1995. 320 p.

Nil’son M. Grecheskaja narodnaja religija [Greek folk religion]. SPb.: «Aletejja», 1998. 326 p.

Rikjor P. Germenevtika. Jetika. Politika [Hermeneutics. Ethics. Policy]. M.: AO «KAMI», Izd. centr AKADEMIJa, 1995. 160 p.

Trubeckoj S.N. Uchenie o logose v ego istorii [The doctrine of the Logos in its history]. M.: OOO «Izdatel’stvo AST»; Har’kov «Folio», 2000. 656 p.

Hajdegger M. Geraklit [Heraclitus]. SPb.: «Vladimir Dal’», 2011. 512 p.

Chesterton G.K. Rasskazy. Jesse. Skazki [Stories. Essay. Fairy tales]. M.: Istina i Zhizn’, 2002. 368 p.

Kulianu I.P. The tree of Gnosis: gnostic mythology from early Christianity to modern nihilism. San Francisco.: Harper Collins publ. 1992. 296 p.




DOI: https://doi.org/10.12731/2077-1770-2018-2-165-177

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


ISSN 2077-1770 (print)

ISSN 2218-7405 (online)