КУЛЬТ ПРИРОДЫ В ОБРЯДАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА НАРОДА МАРИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭКСПЕДИЦИЙ В МАРИЙСКУЮ АССР В 1930-50-Е ГГ.)

Larisa Yurevna Lepeshkina


Аннотация


Целью статьи является анализ символических воплощений природы в обрядах жизненного цикла мари по материалам этнографических экспедиций в Марийскую АССР в 1930–50-е гг. Актуальность темы исследования обусловлена экологическим кризисом, инициированным ростом индустриализации, и усилением антагонизма между человеком и природой. Обращение к историческому опыту мари позволяет выявить положительные примеры экоориентированного отношения к природной среде через обрядовые формы.

Методология проведения работы. В основу исследования положен принцип историзма, дающий возможность проанализировать марийскую традиционную обрядность в условиях социокультурных перемен. Рассмотрение процесса взаимодействия между человеком и природой в обрядах жизненного цикла осуществляется посредством системного подхода, способствующего определению культурного потенциала марийских традиций. Также в статье применяются следующие методологические приемы: сравнительно-исторический, логический, ретроспективный, методы научного описания, обобщения, интерпретации неопубликованных источников, наблюдения и опроса при сборе автором полевых материалов.

Источниками для изучения стали отчеты и полевые дневники советских этнографов, находящиеся в российских научных архивах.

Результаты. Отчеты и полевые дневники советских этнографов, посетивших Марийскую АССР в 1930–50-е гг., рассмотрены с точки зрения отражения экологических представлений мари в обрядах жизненного цикла. Выявлено, что природа служила конструирующим элементом традиционной обрядности. Показано, что природная среда воспринималась в марийской культуре как мать, божество и член родовой общины. Согласно представлениям мари, одним из основных способов укрепления связи между человеком и природой было жертвоприношение. Воспоминание о природе при осуществлении обрядов жизненного цикла позволяло реализовывать следующие функции: предохранение от влияния злых сил, защита от небытия, формирование чувства солидарности.

Область применения результатов – в образовательной и научно-­исследовательской деятельности.


Ключевые слова


мари; природа; обряды жизненного цикла; свадьба; похоронно-поминальные обряды; жертвоприношение; священная роща

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Arkhiv Instituta etnologii i antropologii im. N.N. Miklukho-Maklaya Rossiyskoy akademii nauk. F. 47. Op. 12. D. 2103 [Archive of N.N. Miklukho-Maklai Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences. Fund 47. Inventory 12. File 2103].

Belyaeva N.F. Mesto prirodnoy sredy v sisteme etnicheskoy identichnosti u mordvy [The place of the environment in the system of ethnic identity among the Mordovians]. http://repository.enu.kz/bitstream/handle/123456789/3001/belyaeva-mesto.pdf (accessed September 14, 2017).

Gennep A., van. Obryady perekhoda. Sistematicheskoe izuchenie obryadov [The Rites of Passage. Systematic studying of ceremonies]. Moscow: Izdat. firma “Vostochnaya literatura” RAN, 1999. 198 p.

Ilimbetova A.F., Ilimbetov F.F. Kul’t zhivotnykh u bashkir: istoriya i sovremennost’ [The cult of animals among the Bashkirs: history and contemporaneity]. Ufa: IIYaL UNTs RAN, 2009. 306 p.

Kornishina G.A. Ekologicheskoe vozzrenie mordvy (religiozno-obryadovyi aspekt): monografiya [The ecological view of the Mordovians (a religious and ceremonial aspect): monograph]. Saransk: Mordovia University Publ., 2008. 156 p.

Nauchnyi arkhiv FGBUN Muzei antropologii i etnografii im. Petra Velikogo (Kunstkamera) RAN (MAE RAN). F. K-1. Op. 1. D. 391 [Scientific archive of Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) Russian Academy of Sciences. Fund K-1. Inventory 1. File 391].

MAE RAN. F. 4. Op. 1. D. 18 [Fund 4. Inventory 1. File 18].

Nauchnyy arkhiv Chuvashskogo gosudarstvennogo instituta gumanitarnykh nauk. Otd. III. D. 2229 [Scientific archive of Chuvash State Institute of the Humanities. Section III. File 2229].

Ovsyannikov V.P., Lepeshkina L.Yu. Kul’turnaya dinamika traditsii zhertvoprinosheniya narodov Rossii [The cultural dynamics of the sacrifice tradition of the peoples of Russia]. Theory and practice of social development, 2015, no. 21, pp. 239–243.

Polevye materialy avtora – tema issledovaniya “Obychai, verovaniya i obryady mari”, Mishkinskiy rayon Respubliki Bashkortostan, avgust 2013 g. [Field researches of the author – the research topic “Customs, beliefs and rites of the Mari”, Mishkinsky District of the Republic of Bashkortostan, August 2013].

Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv. F. 797. Op. 74. D. 523 [Russian State Historical Archive. Fund 797. Inventory 74. File 523].

Rossiyskiy etnograficheskiy muzei (REM). F. 2. Op. 1. D. 1343 [The Russian Museum of Ethnography. Fund 2. Inventory 1. File 1343].

REM. F. 2. Op. 2. D. 319; Op. 1. D. 1853; D. 1631 [Fund 2. Inventory 2. File 319; Inventory 1. File 1853; File 1631].

REM. F. 18. Op. 1. D. 146 [Fund 18. Inventory 1. File 146].

REM. F. 18. Op. 1. D. 4 [Fund 18. Inventory 1. File 4].

Salmin A.K. Zhertvoprinoshenie v tradicionnoj zhizni chuvashej [A sacrifice in traditional life of the Chuvashes]. Elektronnaya biblioteka Muzeya antropologii i etnografii im. Petra Velikogo (Kunstkamera) RAN [Electronic library of Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) Russian Academy of Sciences], pp. 143-151. http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/02/978-5-88431-202-9/ (accessed May 28, 2014).

Turner V. Simvol i ritual [Symbol and ritual]. Moscow: Nauka Publ., 1983. 277 p.

Chetkareva R.P. Priroda, zdorov’ye i tabu naroda mari [The nature, health and taboos of the Mari people]. Yoshkar-Ola: “Periodika Mariy El” Publ., 1999. 86 p.

Eliade M. Svyashhennoe i mirskoe [The Sacred and the profane. Trans. from French, the preface and comments of N.K. Garbovsky]. Moscow: MGU Publ., 1994. 144 p.




DOI: https://doi.org/10.12731/2077-1770-2018-1-203-217

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


ISSN 2077-1770 (print)

ISSN 2218-7405 (online)