ОСОБЕННОСТИ ВИЗУАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ БУДУЩЕГО РОССИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Inga Vladislavovna Zheltikova


Аннотация


Цель. Целью статьи является разработка и апробация новой методологии изучения визуальных образов будущего современной России.

Материалы. В качестве данных для анализа в статье используются видио-проекты конкурса “ Образы будущего России”, состоявшегося в мае 2019 года в Орловском государственном университете.

Методы исследования. Автор демонстрирует функционирование комплексной методологии визуальных исследований, позволяющей проводить анализ видеороликов, клипов, презентаций, слайд-шоу. Ее применение раскрывает смысл визуального текста не только через анализ его содержания, но и форму выражения.

Результаты. В результате анализа в визуальных образах будущего было выделено три уровня трансляции смыслов. Первый уровень, непосредственно связанный с сюжетом, демонстрирует ожидание быстрого роста IT технологий, роботизации, социального напряжения, доминирование техносферы и обострение экологических проблем. Второй уровень представлен особенностью построения видеоряда. Он обнаруживает активное использование образов прошлого при изображении будущего, показывает, что визуальный ряд может как усиливать смыслы, транслируемые при помощи диалогов героев или закадрового текста, так и создавать с ними контраст. На третьем уровне исследования сочетание различных средств передачи информации – цвета и света в построении кадров, музыкального сопровождения и характер звукового ряда способствует созданию у зрителя определенного настроения – тревоги, растерянности, опасения, безнадежности, оптимизма или иронии.

Область применения результатов. Предложенная методология визуальных исследований может найти применение при изучении кинематографа, рекламы, моды с позиции их функционирования в социуме, способствовать выявлению всего комплекса транслируемых смыслов.


Ключевые слова


методология визуальных исследований; образ будущего; будущее современной России

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Bazen A. Chto takoe kino [What is a movie] M.: Art, 1972. 373 p.

Bart R. Problema znacheniya v kino [The Problem of Significance in Cinema]. Sistema mody. Stat’i po semiotike kul’tury [Fashion System. Articles on the semiotics of culture]. M., 2003. pp. 195-199.

Baudrillard J. Simulyakry i simulyaciya [Simulacra and Simulation]. Tula, 2013. 204 p.

De Man P. Slepota i prozrenie: Stat’i o ritorike sovremennoj kritiki [Blindness and Insight: Articles on the Rhetoric of Contemporary Criticism]. St. Petersburg: Humanitarian Academy, 2002. 255 p.

Debord G. Obshchestvo spektaklya [Society of the play]. M.: Logos, 2000. 183 p.

Deleuze J. Kino [Cinema]. M.: Ad Marginem Press LLC, 2013.560 p.

Derrida J. Kino i ego prizraki. Interv’yu s Zhakom Derrida [Cinema and its ghosts. Interview with Jacques Derrida]. Seans [Session]. No. 21/22. Access modeа: http://seance.ru/n/21-22/retro-avangard-zhak-derrida/kino-i-ego-prizraki/

Lacan J. Chetyre osnovnye ponyatiya psihoaniliza [Four basic concepts of psychoanilysis]. M.: Gnosis, Logos. 2004. 304 p.

Marion J.L. Metafizika i fenomenologiya – na smenu teologii [Metaphysics and phenomenology – to replace theology]. Logos. 2011. No 3 (82). pp. 124–143.

Metz K. Voobrazhaemoe oznachayushchee. Psihoanaliz i kino [Imaginary signifier. Psychoanalysis and cinema]. St. Petersburg: Publishing House of the European University in St.Petersburg,2013.336 p.

Pollock G. Videnie, golos i vlast’: Feministskaya istoriya iskusstva i marksizm [Vision, Voice and Power: The Feminist History of Art and Marxism]. Gendernaya teoriya i iskusstvo. Antologiya: 1970-2000 [Gender Theory and Art. Anthology: 1970-2000]. M.: ROSSPEN, 2005. pp. 217–259.

Foucault M. Slova i veshchi. Arheologiya gumanitarnyh nauk [Words and things. Archeology of the humanities]. M.: Progress, 1977.489 p.

Shapiro M.Nekotorye problemy semiotiki vizual’nogo iskusstva. Prostranstvo izobrazheniya i sredstva sozdaniya znaka-obraza[Some problems of semiotics of visual art. Image space and means of creating a sign-image].Iskusstvometriya: Metody tochnykh nauk i semiotiki rtmetryences and semiotics].M.:LCI, 2007,pp. 136–163.

Jung K.Yu. Chelovek i ego simvoly [Man and his symbols]. M., 2016. 524 p.

Ahvenharjua S., Minkkinena M., & Lalotb, F. (2018) The five dimensions of Futures Consciousness. Futures 104, 1–13. https://doi.org/10.1016/j.futures.2018.06.010.

Bourdieu P. The Cult of Unity and Cultivated Differences // Bourdieu P. Photography: A Middle-brow Art. Oxford: Polity Press, 1998. Р. 13-31.

Bryson N. Vision and Painting: the Logic of the Gaze. New Haven: Yale University Press, 1983. 192 p.

Bryson N. World and Image: French Painting of the Ancien Regime. New York: Cambridge University Press, 1981. 300 p.

Clark T.J. Image of the People: Gustave Courbet and the 1848 Revolution. Berkeley: University of California Press, 1999. 208 p.

Kaboli S.A. & Tapio P. How late-modern nomads imagine tomorrow? A Causal Layered Analysis practice to explore the images of the future of young adults. Futures 2018, (96), 32-43. https://doi.org/10.1016/j.futures.2017.11.004.

Mitchell W. J. T. Showing seeing: a critique of visual culture. Journal of visual culture. 2002. Vol. 1. № 2. P. 165–181.

Mondzain M.-J. Image, icone, economie: Les sources byzantines de l’imaginaire contempo-rain. P.: Seuil, 1996. 183 р.

Polak F. L.The Image of the Future. Amsterdam:Elsevier, 1973. 320 p.




DOI: https://doi.org/10.12731/2077-1770-2019-6-14-36

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2020 Inga Vladislavovna Zheltikova

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0.

ISSN 2077-1770 (print)

ISSN 2218-7405 (online)