ПОРТРЕТ И ЕГО ФУНКЦИЯ В РАССКАЗАХ Н.М. КОНОНОВА

Elena Aleksandrovna Unguryanova


Аннотация


Цель. Настоящая статья посвящена рассмотрению стилистических особенностей портретного описания в рассказах Н.М. Кононова «Гений Евгении» (1998), «ЕГЭ в два этапа» (2012), «Светотомия» (2002). Цель исследования – выявить основные функции портретных описаний в заявленных произведениях. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. дать определение литературного портрета; 2. описать наиболее распространенные типы и виды портретных характеристик; 3. выявить главные черты художественного портрета в произведениях Н.М. Кононова.

Метод или методология проведения работы. Исследование опирается на методы и приемы сравнительно-сопоставительного описания, структурно-семантического анализа лексических единиц, на анализ словарных дефиниций, а также привлекаются интертекстуальный анализ, метод контекстуального анализа.

Результаты. Исследование выявило, что Н.М. Кононов отдает предпочтение динамическому минимизированному, реже развернутому портрету-описанию, содержащему авторскую оценку внешности и поведения персонажа. Установлено, что характер и поведение человека в рассказах не соответствуют его внешнему облику. Автор приходит к выводу, что в произведениях Кононова художественное описание внешности и поведения человека подчинено одной цели – раскрытию личности персонажа, подчеркивая кризис нравственности и морали современного общества.

Область применения результатов. Результаты данного исследования могут быть полезны при изучении когнитивных особенностей художественных текстов, в интерпретационной лингвистике, при чтении спецкурсов, посвященных современному российскому постмодернизму, а также при разработке лекционных и практических курсов по лингвистике текста.


Ключевые слова


Николай Кононов; «Гений Евгении»; «ЕГЭ в два этапа»; «Светотомия»; портрет; андрогин; интертекстуальность

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Barakhov B.S. Iskusstvo literaturnogo portreta (istoki, poetika, zhanr) [The art of literary portrait (origins, poetics, genre)]. L.: Nauka, 1985.312 p.

Bespalov A.N. Struktura portretnykh opisaniy v khudozhestvennom tekste sredneangliyskogo perioda [The structure of portrait descriptions in fictional text of the Middle English period]. Dis. … kand. filol. Nauk. M.,001. 160 p.

Galanov B.E. Zhivopis’ slovom. Portret. Peyzazh. Veshch’ [Painting with a word. Portrait. Scenery. Thing]. M.: Sov. pisatel’, 1974. 343 p.

Goncharova E.A. Puti lingvisticheskogo vyrazheniya kategoriy avtor-personazh [Ways of linguistic expression of author-character categories]. Tomsk: Izdatel’stvo Tomskogo universiteta, 1984. 149 p.

Dal’ V.I. Tolkovyy slovar’ zhivogo velikorusskogo yazyka: v 4 t [Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language]. M.: Ripol klassik, 2006.

Dvoretskiy I.Kh. Drevnegrechesko-russkiy slovar’ v 2-kh t [Ancient Greek-Russian dictionary in 2 volumes]. M.: Gos. izd-vo inostr. i nats. slovarey. 1958.

Dmitrieva N.A. Izobrazhenie i slovo [Image and word]. M.: Iskusstvo, 1962. 314 p.

Dmitrievskaya L.I. Peyzazh i portret: problema opredeleniya i literaturnogo analiza (peyzazh i portret v tvorchestve Z.N. Gippius) [Landscape and portrait: the problem of definition and literary analysis (landscape and portrait in the work of Z.N. Gippius)]. M.: Litera, 2005. 136 p.

Dmitrovskaya M.A., Skryabina A.V. LITERATŪRA. Vilnius. 2013. №55(2), pp. 75–89.

Dmitrovskaya M.A., Ivanova E.T. Vestnik Baltiyskogo federal’nogo universiteta im. I. Kanta. Kaliningrad. 2019. № 1. pp. 51-60.

Esin A.B. Printsipy i priemy analiza literaturnogo proizvedeniya: uchebnoe posobie [Principles and methods of analysis of a literary work: a tutorial]. M.: Flinta.: Nauka, 2000. 163 p.

Kononov N.M. Saratov [Saratov]. M.: Galeev-Galereya, 2012. 568 p.

Krichevskaya L.I. Portret geroya [Hero portrait]. M.: Nauka, 1994, 110 p.

Kunavin O.B., Kunavina I.I. Aktual’nye problemy filologii i pedagogicheskoy lingvistiki. Vladikavskaz. 2017. № 2, pp. 202–206.

Kuchina T.G. Poetika russkoy prozy kontsa XX – nachala XXI v: Pervolichnye povestvovatel’nye formy [Poetics of Russian prose of the late XX – early XXI century: Primary narrative forms]: Avtoref. dis. … d-ra. filol. nauk. Yaroslavl’, 2009. 45 p.

Lazareva E.A.Slovo.ru:Baltiyskiy aktsent.Kaliningrad.2016.№2,pp.31–40.

Likhina N.E. Vestnik Baltiyskogo federal’nogo universiteta im. I. Kanta. Kaliningrad. 2020. № 1, pp. 88–97.

Mikhaylova E.V. Uchenye zapiski Instituta nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Novgorod. 2000. № 2, pp. 177–180.

Mikhel’son A.D. 30000 inostrannykh slov, voshedshikh v upotreblenie v russkiy yazyk, s ob”yasneniem ikh korney. Po slovaryam: Geyze, Reyfa i dr. [30,000 foreign words that have come into use in the Russian language, with an explanation of their roots. According to dictionaries: Geise, Reif, etc]. M.: Sobstvennoe izdanie avtora, 1866. 771 p.

Polevoy V.M. Populyarnaya khudozhestvennaya entsiklopediya: v 2-kh t [Popular art encyclopedia: in 2 volumes]. M.: Sovetskaya entsiklopediya, 1986.

Rodionova N.A. Tipy portretnykh kharakteristik v khudozhestvennoy proze I.A. Bunina: Lingvostilisticheskiy aspect [Types of portrait characteristics in the fiction of I.A. Bunina: Lingvo-stylistic aspect]: Dis. …kand. filol. nauk. Samara, 1999. 201 p.

Sviridov S.V. Vestnik Baltiyskogo federal’nogo universiteta im. I. Kanta. Kaliningrad. 2015. № 8, pp. 51–58.

Sizova K.L. Tipologiya portreta geroya (na materiale khudozhestvennoy prozy I.S. Turgeneva) [Typology of the portrait of the hero (based on the fictional prose of I.S.Turgenev)]: Avtoref. dis. …kand. filol. nauk. Voronezh, 1995. 16 p.

Strakhov I.V. Psikhologicheskiy analiz v literaturnom tvorchestve: posobie dlya studentov pedagogicheskikh institutov [Psychological analysis in literary creativity: a guide for students of pedagogical institute]. Part 1. Saratov: Izd-vo gos. ped. in-ta, 1973. 57 p.

Tresidder Dzh. Slovar’ simvolov [Dictionary of symbols]. M.: Fair-press, 1999. 448 p.

Trubachev O.N. Istoriya slavyanskikh terminov rodstva i nekotorykh terminov obshchestvennogo stroya [History of Slavic terms of kinship and some terms of the social system]. M.: AN SSSR, 1959. 215 p.

Urtmintseva M.G. Literaturnyy portret v russkoy literature vtoroy poloviny XIX veka. Genezis, poetika, zhanr [Literary portrait in Russian literature of the second half of the 19th century. Genesis, poetics, genre]. N. Novgorod.: NNGU, 2005. 232 p.

Fasmer M. Etimologicheskiy slovar’ russkogo yazyka: v 4-kh t [Etymological dictionary of the Russian language: in 4 volumes]. M.: Progress, 1986.

Khalizeev V.E. Teoriya literatury [Theory of Literature]. M.: Vysshaya shkola, 1999. 398 p.

Yurkina L.Yu. Literaturovedenie [Literary criticism] / ed. Chernets L.V. M.: Vysshaya shkola, 1997, pp. 199–208.




DOI: https://doi.org/10.12731/2077-1770-2020-5-351-371

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2020 Elena Aleksandrovna Unguryanova

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0.

ISSN 2077-1770 (print)

ISSN 2218-7405 (online)