КОНЦЕПТ МИФОЛОГЕМЫ ИСТОРИИ В РАКУРСЕ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ГНОСЕОЛОГИИ Н. ГАРТМАНА
Аннотация
Цель. Предметное пространство статьи очерчивает проблематику вопросов, связанных с определением статуса исторического знания в парадигмальном ракурсе рациональной культуры. В статье реализована концепция мифологемы социально-исторического знания в формате теории многоуровневой реальности Н. Гартмана.
Методы. Основу исследования составляет концепт мифологемы как атрибутивной формы воспроизведения истории. Методологический базис исследования составили принципы неоклассического, феноменологического, логико-теоретического, системно-синтетического подходов.
Результаты. История, вовлечённая человеком в процесс организации социального знания, наделяется познающим субъектом иными качествами, чем располагает объективно. Данное обстоятельство обусловлено принадлежностью истории и субъекта к противоположным форматам реальности. Установление параметров корреляционного взаимодействия между историей и субъектом исторической рефлексии предоставляет возможности раскрыть экзистенциальные смыслы освоения исторического. Мифологема, возникающая вследствие синтеза известного и предполагаемого, становится одним из атрибутов исторического знания, функция которого заключается в объединении образов прошлого с культурной парадигмой настоящего. Мифологема определяется не как произвольная реакция субъекта, вызванная избытком его воображения, а как следствие процессов адаптации исторической информации соответствующему типу культуры.
Область применения результатов. Результаты могут быть задействованы для формирования концептов организации картины социально-исторической реальности.
Ключевые слова
Полный текст:
>PDFЛитература
Vospriyatie. Mekhanizmy i modeli [Perception. Mechanisms and models] / ed. N. Yu. Alekseenko. Moscow: MIR, 1974.367 p.
Hartman N. Poznanie v svete ontologii [Knowledge in the light of ontology]. Zapadnaya filosofiya. Itogi tysyacheletiya [Western philosophy. Results of the Millennium]. Yekaterinburg: Center for Humanitarian Technologists, 1997. 654 p.
Hartman N. K osnovopolozheniyu ontologii [Towards the foundation of ontology]. Saint Petersburg: Nauka, 2003.640 p.
Grechko P.K. Kontseptual’nye modeli istorii [Conceptual models of history]. Moscow: Mysl ‘, 2015.379 p.
Dilthey V. Sobranie sochineniy [Collected works]: in 6 volumes. Moscow: Three squares. V. 3. 2004. 331 p.
Yedoshina I.A. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2009. V. 1.No. 3. P. 79.
Marks K. Sochineniya [Works]. M.: Publishing House of Political Literature, V. 20. 1961. 854 p.
Megill A. Istoricheskaya epistemologiya [Historical epistemology]: scientific monograph M.: “Canon +”, ROOI “Rehabilitation”, 2007. 480 p.
Kuznetsov V.Yu. Mifologema sotsial’nogo vremeni [Mythologeme of social time]. Yoshkar-Ola, Mar. state un-t; 2006. 232 p.
Nikolaeva E.M. Sotsializatsiya lichnosti: sinergeticheskiy diskurs (opyt sotsial’no-filosofskogo issledovaniya) [Socialization of personality: synergetic discourse (experience of socio-philosophical research)]. Kazan: Publishing house Kazansk. University, 2005.176 p.
Perov Yu.V. Istorichnost’ i istoricheskaya real’nost’ [Historicality and historical reality]. SPb .: Saint-Petersburg Philosophical Society, 2000.144 p.
Solodukho N. M. Filosofiya nebytiya [Philosophy of non-being]. Kazan: Kazan State Publishing House. tech. University, 2002.146 p.
Stepanov A.G. Vestnik Chuvashskogo universiteta. 2011. N 1. P. 154-160.
Syrov V.N. Vvedenie v filosofiyu istorii: Svoeobrazie istoricheskoy mysli [Introduction to the philosophy of history: The originality of historical thought]. M.: Aquarius Publishers, 2006.246 p.
Jung K., Kerenyi K. Dusha i mif. Shest’ arkhetipov [Soul and myth. Six archetypes]. Kiev; Moscow: Port-Royal-Perfection, 1997. 383 p.
DOI: https://doi.org/10.12731/2077-1770-2020-2-204-216
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
ISSN 2077-1770 (print)
ISSN 2218-7405 (online)