ДИСКУРС МЮЗИКЛА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Svetlana Andreevna Manik, Ashot Aramovich Grigoryan


Аннотация


Цель. Статья посвящена малоизученному вопросу определения и описания характерных особенностей дискурса мюзикла. Предметом исследования выступают известные американские мюзиклы 70-х гг. XX в. «Jesus Christ Superstar» (1970) и «Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street» (1979). Авторы ставят целью раскрыть и проиллюстрировать специфические черты дискурса мюзикла, выделить его в качестве отдельного вида музыкального и театрального дискурса.

Методология проведения работы. Обозначив предпосылки появления жанра «мюзикл», авторы выделяют ключевые аспекты музыкального и театрального дискурса, предлагают определение дискурса мюзикла и описывают его основные характеристики на материале двух американских мюзиклов разных тематик и жанров.

Результаты. Результаты работы заключаются в том, что авторы предлагают определение дискурса мюзикла и выделяют его характерные особенности (сочетание разных жанров театрального искусства в рамках одного мюзикла, жанровое разнообразие, специфика цели, лингвистические характеристики, роль экстралингвистических факторов, экспрессивность и образность, условность, связность и цельность, интертекстуальность и интермедиальность, незавершенность и т.п.).

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере дискурсных исследований, а также на практических занятиях по анализу текста и семинарах по литературоведению.


Ключевые слова


мюзикл; театральный дискурс; музыкальный дискурс; дискурс мюзикла; характерные черты дискурса мюзикла

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Aranovskij M.G. Muzikalnij tekst. Struktura i svoistva [Musical text. Structure and features]. Moscow: Compositor, 1998: 59-77. URL: http://opentextnn.ru/old/music/Perception/index.html@id=4721

Arutunova N.D. Diskurs [Discourse]. Lingvisticheskij etziklopedicheskij slovar [Linguistic Encyclopedic Dictionary]. Moscow, 1990. Р. 136–137.

Borobotko L.A. Avtorskij metatekst kak orientirujushaya sistema v kommunikativnom prostranstve teatralnogo diskursa [Author’s metatext as an orienting system in communicative space of theatrical discourse]: Diss. … st. kand. fil. nauk. Moscow, 2015. 197 p.

Gruzdeva M.M. Vzaimodejstvije teatralnogo i drugikh diskursov v smi [Correlation of theatrical and other discourses in mass media]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.10: Journalism. Moscow, 2019. P. 117–134.

Dejk T.A. van. Yazik, poznanije, kommunikatziya [Language, cognition, communication]. Moscow: Progress, 1989. 312 p.

Zukova G.K. Muzikalnij smisl: yazik, rech, mishlenije, diskurs [Musical meaning: language, speech, cognition, discourse]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogitcheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. St. Petersbourg, 2010. P. 96–102.

Klichkova M.A. Pesennij (muzikalnij) diskurs v rabotah zarubeznih lingvistiv [Song (musical) discourse in works of foreign linguists]. Aktualnije voprosi lingvistiki i lingvodidaktiki: traditzii i innovatzii [Actual problems of linguistics and linguodidactics: traditions and innovations]. Moscow, 2018. Р. 261–265.

Karasik V.I. Yazikovoj krug: lichnost, kontzepti, diskurs [Language circle: personality, concepts, discourse]. Moscow: Gnozis, 2004. 390 p.

Kreidlin G.E. Neverbalnaya semiotika i teatr [Non-verbal semiotics and theatre]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kulturi i iskustva. Kemerovo, 2011. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neverbalnaya-semiotika-i-teatr

Muzikli.ru [Musicals.ru]. URL: http://musicals.ru/about_genre/dictionary/musical

Muzikl [Musical]. URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b2a15c03-fc5a-322b-2b1b-5f01767728e6/1010534A.html

Sulenova N.V. Intertekstualnost televizionnogo postanovochnogo diskursa v prostranstve teatralnoj rezhisuri [Intertextuality of televised staged discourse in theatre production]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Issue 19. №. 9. Chelyabinsk, 2008.Р. 144–149.

Cheremisin A.M. Muzikalno-kommunikativnoye sobitije: faktori formirovaniya muzikalnogo diskursa [Musical and communicative event: factors of musical discourse formation]: Diss. … st. kand. filosof. nauk. Tambov, 2004. 162 p.

Shevchenko A.S. Teatralnij diskurs: struktura, ganri, osobennosti lingvisticheskoj reprezentatsii [Theatrical discourse: structure, genres, peculiarities of linguistic representation]. St. Petersburg, 2012. 20 p.

Kowalke K.H. Theorizing the Golden Age Musical: Genre, Structure, Syntax. A Music Theoretical Matrix: Essays in Honor of Allen Forte (Part V), ed. David Carson Berry, Gamut 6/2, 2013. P. 133–184.

Ruitenberg C. Discourse, theatrical performance, agency: The analytic force of “performativity” in education. Philosophy of Education, 2008. P.260–268.




DOI: https://doi.org/10.12731/2077-1770-2020-6-143-163

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2020 Svetlana Andreevna Manik, Ashot Aramovich Grigoryan

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0.

ISSN 2077-1770 (print)

ISSN 2218-7405 (online)