КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ И ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Vyacheslav Alekseevich Ermakov, Irina Aleksandrovna Koretskaya


Аннотация


В исследовании проведен сравнительный анализ концептуальных подходов и методов психотерапевтического воздействия в психоаналитической и православной психотерапии. Критически проанализированы психоаналитические методы: «свободных ассоциаций», «толкование сновидений», «работа с бессознательным», «слом сопротивления», «бесцензурное проговаривание», «катарсис», «трансфер». Показаны принципиальные различия в психологической работе психоаналитиков и духовной практике православных священников и православных психологов. Рассмотрены деструктивные последствия психоаналитической терапии.

Цель исследования заключалась в выявлении концептуальных и методологических различий в православной и психоаналитической психотерапии.

Методами исследования явились сравнительный анализ способов психологического воздействия в психоаналитической и православной психотерапии, а также историографическая реконструкция основных положений исследуемых психотерапевтических практик.

Результаты исследования могут быть использованы в сравнительно-психологических исследованиях, в анализе методов психотерапевтического воздействия, в практической работе психологов и психотерапевтов.

Область применения результатов: психология, психотерапия, методология психологии, история психологии, религиоведение.


Ключевые слова


психоанализ; психотерапия; православие; бессознательное; душа; грех; толкование снов; сопротивление; вытеснение; цензура; трансфер; гипноз; свободные ассоциации; катарсис

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Авдеев Д.А., Невярович В.К. Наука о душевном здоровье. Основы православной психотерапии. М.: Русский Хронограф, 2005. 512 с.; Шеховцова Л.Ф. Православная психотерапия. СПб.: Изд-во РХГА, 2015. 143 с.

Авдеев Д.А. Духовная сущность психических расстройств. М., 2007. 208 с.; Буянов М.И. Религия и психотерапия. М.: Издательство Российского общества медиков-литераторов, 1998. 128 с.; Гостев А.А. Психология вторичного образа. М., Институт психологии РАН, 2007. 512 с.; Дворецкая М.Я. Святоотеческая психология. СПб., 2000. 110 с.; Зенько Ю.М. Психология религии. СПб., 2009. 402 с.; Шеховцова Л.Ф., Зенько Ю.М. Элементы православной психологии. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2012. 252 с.

Шеховцова Л.Ф. Душа и тело в православной психологии: психофизиологические аспекты взаимоотношений. СПб.: Изд-во РХГА, 2011. 187 с.

Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. М.: Бахрах-М, 2009. 640 с.

Православие в жизни. Сборник статей. Фонд «Христианская жизнь», Клин. 2002. 312 с.

Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. 496 с.

Фромм Э. Кризис психоанализа. Дзен-буддизм и психоанализ. М.: Айрис-Пресс. 2004. 304 с.

Гуревич П.С. Психология. М.: Юнити, 2005. 320 с.

Фрейд З. «Я» и «ОНО». Труды разных лет. Книга 1. Тбилиси. Мерани, 1991. 398 с.

Можно ли верить снам. М., 2005. М.: Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2005. 64 с.

Иеромонах Анатолий (Берестов), Алевтина Печерская. Под маской православия нередко скрываются колдуны, экстрасенсы и псевдоправославные секты. М.: Душепопечительный центр во имя святого праведного Иоанна Кронштадского, 2006. 448 с.

Отец Олег Моленко. Вопросы по Священному Писанию. Православие и лжеправославие. М.: Братство во имя апостола Иоанна Богослова, 2008. 800 с.

Гуревич П.С. Психология. М.: Юнити, 2012. 320 с.

Феррис П. Зигмунд Фрейд. Минск: «Попурри», 2001. 432 c.

Иеромонах Анатолий (Берестов). От чего нас хотят «спасти» НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги. М.: Даниловский благовестник, 2001. 380 с.

Гуревич П.С. Расколотость человеческого бытия. М.: ИФ РАН, 2009. 199 с.

Щербаков А. Зигмунд Фрейд великий лохотронщик. М.: Олма Медиа Групп, 2007. 304 с.

Виленский О.Г. Психиатрия. М.: Вузовская книга, 2010. 396 с.

Протоиерей Михаил (Дронов.) Православная аскетика и психоанализ // Альфа и Омега. 1998, № 2 (16). С. 248–259.

Генри Ф. Элленбергер. Открытие бессознательного. История и эволюция динамической психиатрии. Часть II: Психотерапевтические системы конца ХIХ – первой половины ХХ века. СПб., Янус. 2004. 668 с.

Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. М.: Высшая школа, 1994. 307 с.

Каббала – заговор против Бога. Сибирская Благозвонница, 2008. 317 с.

Митрополит Иерофей (Влахос). Православная психотерапия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004. 367 с.

Уэллс Г. Павлов и Фрейд М., 1959. 608 с.; Он же. Крах психо­анализа. От Фрейда к Фромму. М.: Прогресс-Язык. 1968. 287 с.; Айзенк Г. Психология. Польза и вред. Психология: смысл и бессмыслица. Психология: факты и вымысел. Минск: Харвест, 2003. 912 с.

Акимов О.Е. Правда о Фрейде и психоанализе. М., Издатель Акимова. 2005. 278 с.

Диакон Андрей (Кураев). Сатанизм для интеллигенции. (О Рерихах и Православии). Религия без Бога. Ч.1. М., Отчий дом. 1997. 528 с.

Схиигумен Иоанн (Алексеев). Письма валаамского старца. М.: «Форма Т», 2007. 380 с.

Иеромонах Анатолий (Берестов). Грех, болезнь и исцеление. М.: Изд-во Душепопечительского центра во имя Святого праведного Иоанна Кронштадтского, 2003. 238 с.

Священник Родион. Люди и демоны. Образы искушения современного человека падшими духами. М.: Общество любителей православной литературы, 1998. 280 с.




DOI: https://doi.org/10.12731/2077-1770-2016-2-1-250-281

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


ISSN 2077-1770 (print)

ISSN 2218-7405 (online)