КАРТИНА МИРА В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Marina Yurievna Gryzhankova, Dmitriy Ivanovich Poluboyarov


Аннотация


Цель: выявить место картины мира в системе общественного сознания.

Метод проведения работы: анализ теоретических источников

Результаты: У понятий «картина мира» и «общественное сознание» имеются общие основания, восходящие к гегелевской концепции абсолютной идеи. Однако общественное сознание употребляется в генерализированном значении, т.е. для обозначения сознания общества в целом, а картина мира – это конкретно-историческое явление, результат вторичной рефлексии, сопряженной с конкретизацией представлений о бытии. Кроме того, общественное сознание отражает общественное бытие в сложных и многомерных формах, а картина мира – это упорядоченное и при этом сильно упрощенное отображение общественного сознания, которое является сознательным и намеренным. Наконец, всякий индивид сопричастен общественному сознанию, но не обладает им: ему непосредственно доступны лишь отдельные элементы этой многомерной и запутанной системы. Однако каждый человек и каждая социальная группа обладают собственной картиной мира, т.е. она достаточно ясна, чтобы быть полностью освоенной субъектом. Таким образом, хотя «картина мира» и «общественное сознание» – понятия генетически близкие, они имеют сущностные различия и употребляются в различных исследовательских контекстах.

Область применения результатов: в образовании.


Ключевые слова


картина мира; мировоззрение; общественное сознание; образ мира

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Апресян Ю.Д. Избранные труды. М.: Школа, 1995. Т. 2. 767 с.

Ахиезер А.С. Концепция социальной философии в усложняющемся мире // Власть. 2005. № 7. С. 54–62.

Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. 413 с.

Витгенштейн Л. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2005. 440 с.

Вайсгербер Й.Л. Язык и философия // Вопросы языкознания, 1993. № 2. С. 114–124.

Грыжанкова М.Ю., Полубояров Д.И. Развитие представлений о картине мира в естественнонаучном и гуманитарном знании // В мире научных открытий. 2015. №11. С. 2400–2406.

Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М.: Индрик, 1993. 320 с.

Кириллов Э.П. Культурологические измерения картины мира // Культура и цивилизация. № 1. 2016. С. 48–58.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. 320 с.

Новые идеи в социальной философии. М.: ИФ РАН, 2006. 324 с.

Спринчан С. Экологическая этика как форма интеграции естественно-научного и гуманитарного знания // Интеграция образования. 2015. Т. 19. № 3. С. 100–107.

Сычев А.А. Социально-экологические аспекты глобализации // Вестник Мордовского университета. 2011. № 3. С. 279–286.

Сычев А.А. Философско-методологические основания интегративного подхода // Регионология. 2013. № 4. С. 99–102.

Фофанова К.В. Выбор и ответственность: переосмысление традиций // Журнал исследований социальной политики. 2012. Т. 10. № 3. С. 409–414.

Sychev A.A., Koval E.A., Sukonkina T.N. Normative foundations of environmental ethics // В мире научных открытий. 2014. № 9.3. С. 1285–1301.




DOI: https://doi.org/10.12731/2077-1770-2016-2-2-138-146

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


ISSN 2077-1770 (print)

ISSN 2218-7405 (online)