А.Н. РАДИЩЕВ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФИЛОСОФ И МЕТАФИЗИК
Аннотация
Цель статьи – рассмотреть историософию и метафизику А.Н. Радищева как человека века Просвещения и эпохи барокко.
Метод исследования – герменевтический комментарий к его путевым заметкам «Путешествие из Петербурга в Москву».
Результаты: доказывается барочность его мысли; анализируются его историософские построения – идеи круговращения и исторического возмездия; проводится связь его историософии с библейской традицией. Автор подчеркивает, что А.Н. Радищев был первым в России идеологом модернизации, первым сочетал утверждение божественной основы мира и божественной глубины человека с критикой исторической церкви, был первым пророком русской революции. Делается вывод, что А.Н. Радищев первым ставил центральный вопрос русской классической литературы и русской религиозной философии – вопрос исторически-живого, действенного христианства, а в стремлении сочетать власть со свободой, Просвещение с верой, разум с чувством был первым вестником в России «второго Просвещения».
Область применения – социальная философия, история русской культуры и литературы.
Ключевые слова
Полный текст:
>PDFЛитература
Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. М.: Захаров, 2001. 173 с.
Бердяев Н.А. Падение священного русского царства: Публицистика 1914–1922. М.: Астрель, 2007. 1179 с.
Беседа с О.Елисеевой // Литературная газета. 2015. № 40. С.4.
Каграманов Ю. На подходе ко Второму Просвещению // Дружба народов. 2014. №1. С. 176–192.
Киселёв Г.С. История как бытие // Вопросы философии. 2014. № 4. С. 3–13.
Пушкин А.С. Александр Радищев // Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Т. 7. Л.: Наука, 1978. С. 239–250.
Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. М.: Художественная литература, 1989. 296 с.
DOI: https://doi.org/10.12731/2077-1770-2016-2-2-163-174
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
ISSN 2077-1770 (print)
ISSN 2218-7405 (online)