ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДИАЛОГ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ, ОБРАЗНЫЙ СМЫСЛ, ЯЗЫКОВАЯ СПЕЦИФИКА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОЗЫ М.А. ШОЛОХОВА)
Аннотация
Цель. Цель проводимого изыскания заключается в выявлении закономерностей формирования образного смысла в речевом общении между персонажами. Раскрывается понятие художественного диалога как архе типической формы отражения повседневного взаимодействия в авторском универсуме, определяется конструктивная роль двусмысленности, противоречий, юмористического воспроизведения действительности и парадоксов в читательской интерпретации целостного литературного произведения. Делается вывод, что, конструируя художественный диалог, автор апеллирует к особой разновидности реализма и достоверности, репрезентируя такие языковые характеристики, которые признаются читателем как типичные, хотя и идеализированные для определенной речевой ситуации. Межличностное общение, имеющее место между персонажами, внедряется в общий коммуникативный процесс, неизменными участниками которого являются рассказчик и читатель.
Метод проведения работы. В изыскании анализируются фрагменты художественных диалогов, отражающих личностные характеристики персонажей. Материалом исследования послужили примеры взаимодействия персонажей, извлеченные из второго тома романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». Конкретная методика, применяемая в анализе речевого материала, является комплексной, сочетающей в себе элементы описательного, компонентного, прагматико-семантического методов.
Результаты. В ходе развития художественного диалога актуализуются личностные характеристики говорящих персонажей. Свойства личности участников речевого общения, их различное соотношение предопределяют авторский выбор языковых средств в процессе конструирования речевого общения, отражения вербального поведения взаимодействующих персонажей. Диалог конструируется автором таким образом, что разнообразные (психологические, интеллектуальные, социокультурные) свойства личности персонажей начинают оказывать влияние на общий ход конструируемого межличностного взаимодействия, предопределять внешний контекст протекания диалога. В результате читатель, интерпретируя художественный диалог, восстанавливает разнообразные характеристики говорящего персонажа, использует план выражения в целях реконструкции плана содержания.
Область применения результатов. Изложенный материал может быть задействован в практическом курсе интерпретации художественного текста, в преподавании лингвистики текста и теории художественного повествования.
Ключевые слова
Полный текст:
>PDFЛитература
Азарова О.А., Кудряшов И.А. Когнитивный подход к исследованию неявного знания // Когнитивные исследования языка. 2015. № 21. С. 30–33.
Азарова О.А., Кудряшов И.А. Контрастивное взаимодействие образов автора и персонажа в художественном тексте // Когнитивные исследования языка. 2016. № 25. С. 936–942.
Амирханян В.В., Кудряшов И.А. Образ персонажа в аспекте семантической структуры целостного художественного текста // Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия: Материалы V-ой Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: Донское книжное издательство, 2015. С. 118–124.
Клеменова Е.Н., Кудряшов И.А. Герменевтический анализ текста: когнитивные основания // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 7. С. 109–113.
Клеменова Е.Н., Кудряшов И.А. Парадоксальность авторского мышления в аспекте когнитивной поэтики (на материале прозы Б. Поплавского) // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2. С. 576–579.
Клеменова Е.Н., Кудряшов И.А. Концепция хронотопа М.М. Бахтина в аспекте проблемы взаимодействия языка и мышления // Когнитивные исследования языка. 2016. № 25. С. 817–823.
Котова Н.С., Кудряшов И.А. Проблема выражения точки зрения автора и персонажа-рассказчика в художественном тексте // European Social Science Journal. 2013. № 8-1(35). С. 235–242.
Котова Н.С., Кудряшов И.А. Эпистемический статус собеседников и эвиденциальные средства его манифестации в диалогическом взаимодействии // В мире научных открытий. 2015. № 11.2(71). С. 1084–1095.
Котова Н.С., Кудряшов И.А. Лингвофилософская прагматика VS. когнитивная прагматика: два взгляда на одну и ту же проблему // Когнитивные исследования языка. 2016. № 25. С. 817–823.
Кудряшов И.А. Роман Б. Поплавского «Домой с небес» как форма социального дискурса: лексико-синтаксическая перспектива // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2013. № 15. С. 133–138.
Кудряшов И.А., Клеменова Е.Н. Диалогическая педагогика М.М. Бахтина и методы вузовского обучения // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. № 3(59). С. 53–73.
Предложение и текст: системность и функциональность. Коллективная монография. Ростов-на-Дону: АкадемЛит, 2015. 412 с.
Шолохов М.А. Тихий Дон. М.: АСТ, 2015. Т.2. 928 с.
Beaugrande R., Dressler W. Introduction to text linguistics. L.: Longman, 1981. 325 p.
Kudryashov I.A. Character and author images as the central literary text categories // Вопросы. Ответы. Гипотезы: наука XXI века: Сборник научных докладов. Варшава: Sp. z.o.o. «Diamond trading tour», 2014. С. 113–114.
DOI: https://doi.org/10.12731/2077-1770-2016-4-2-204-215
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
ISSN 2077-1770 (print)
ISSN 2218-7405 (online)