ПАМЯТЬ VS ЗАБВЕНИЕ: СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ВОПРОШАНИЯ О БЫТИИ
Аннотация
Цель статьи сводится к реконструкции и концептуальному анализу специфики мифоархаической стратегии понимания бытия. Основная задача заключается в репрезентации феномена забвения в качестве одной из главных стратегий вопрошания о бытии в рамках архаической эпохи. Феномен забвения концептуализируется и рассматривается в следующих аспектах: метафилософском, онтологическом, гносеологическом, антропологическом. В результате, феномен забвения анализируется в качестве одного из механизмов, актуализирующих процесс трансформации архаического Мифа в античный Логос.
Исследование основано на применении следующих методов: метод концептуального анализа, герменевтический метод, метод деконструкции, компаративистский анализ, а также психоаналитическая традиция исследования вытесненных феноменов сознания.
В ходе исследования было установлено, что архаическая мифоонтология представляет собой своего рода предконцептуальный пролог к философии, история которой осуществляется как процесс взаимодействия субъекта и бытия, традиционно концептуализируемый классической традицией в таких формах, как открытие, явленность, говорение, обусловленных ситуацией забвения предъизначального начала и самоистиранием им самого себя. Смысловым центром архаической мифоонтологии является фигура героя, основная функция которого сводится к выявлению и поддержанию существующего миропорядка с помощью сохранения и восстановления различий, осуществляемых благодаря ритуальным практикам. Мифоонтология – это досимволическая онтология жеста, строящаяся на следующих принципах: а) онтогносеологической интерпретации ощущения в качестве онтической процедуры, предшествующей и обуславливающей всякую попытку оформления и выражения мира в качестве единого целого; б) преимущественно топографическом восприятии мира, впоследствии дополненном историческим измерением, необходимым для включения субъекта в сакральное измерение динамичного бытия, представленного схемой: космос-боги-люди.
Настоящая статья адресована специалистам по истории философии, философии, истории и теории культуры; аспирантам, магистрантам, студентам гуманитарных направлений, широкому кругу читателей, интересующихся актуальными проблемами социально-гуманитарных наук.
Ключевые слова
Полный текст:
>PDFЛитература
Arendt Kh. Val’ter Ben’yamin 1892–1940 [Walter Benjamin 1892–1940]. M.: Grundrisse, 2014. 168 p.
Afanas’ev A.N. Poeticheskie vozzreniya slavyan na prirodu. Opyt sravnitel’nogo izucheniya slavyanskikh predaniy i verovaniy v svyazi s mificheskimi skazaniyami drugikh rodstvennykh narodov v 3 t. [Poetic views of the Slavs on nature. Experience of comparative study of Slavic traditions and beliefs in connection with the mythical legends of other related peoples in 3 volumes] V.1. M.: Sovremennyy pisatel’, 1995. 280 p.
Bibikhin V.V. Khaydegger M. Vremya i bytie: Stat’i i vystupleniya [Time and Being: Articles and Speeches]. SPb.: Nauka, 2007, рр. 5–23.
Shtal’ I.V. Gesiod O proiskhozhdenii bogov. Teogoniya [Hesiod On the origin of the gods. Theogony]. O proiskhozhdenii bogov [On the origin of the gods]. M.: Sovetskaya Rossiya, 1990. 320 p.
Shtal’ I.V. Gesiod Trudy i dni (Zemledel’cheskaya poema) [Hesiod Trudy i dni (Agrarian poem)]. O proiskhozhdenii bogov [On the origin of the gods]. M.: Sovetskaya Rossiya, 1990. 320 p.
Gomer Iliada []. M.: Pravda, 1985. 432 p.
Delez Zh. Logika smysla [Homer the Iliad]. M.: Akademicheskiy Proekt, 2011. 472 p.
Delez Zh. Frensis Bekon: Logika oshchushcheniya [Francis Bacon: The logic of sensation]. SPb.: Machina, 2011. 176 p.
Delez Zh., Gvattari F. Chto takoe filosofiya? [What is philosophy?]. M.: Akademicheskiy proekt, 2009. 261 p.
Dodds E.R. Greki i irratsional’noe [The Greeks and the irrational]. SPb.: Aleteyya, 2000. 507 p.
Zhirar R. Nasilie i svyashchennoe [Violence and the Holy]. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2010. 448 p.
Kruglov V.L. Chelovek epokhi «modern»: antropologiya kul’tury kak kritika detsentrirovannogo razuma [Man of the era of “modern”: the anthropology of culture as a critic of the decentralized mind]; FGOU VPO KGAMiT. Krasnoyarsk, 2009. 240 p.
Le Goff Zh. Geroi i chudesa Srednikh vekov [Heroes and wonders of the Middle Ages]. M.: Tekst, 2011. 224 p.
Losev A.F. Gomer [Homer]. M.: Molodaya gvardiya, 2006. 400 p.
Losev A.F. Dialektika mifa [Dialectics of myth]. M.: Pravda, Voprosy filosofii, 1990, рр. 393–600.
Losev A.F. Filosofiya imeni [Philosophy of the name]. M.: Pravda, Voprosy filosofii, 1990, рр. 11–195.
Shtal’ I.V. O proiskhozhdenii bogov [On the origin of the gods]. M.: Sovetskaya Rossiya, 1990. 320 p.
Semushkin A.V. U istokov evropeyskoy ratsional’nosti (Nachalo drevnegrecheskoy filosofii) [At the origins of European rationality (the beginning of ancient Greek philosophy)]. M.: Interpraks, 1996. 192 p.
Fuko M. Lektsii o Vole k znaniyu s prilozheniem «Znanie Edipa»: Kurs lektsiy, prochitannykh v Kollezh de Frans v 1970–1971 uchebnom godu [Lectures on the Will to knowledge with the application “Knowledge of Oedipus”: A course of lectures delivered at the Collège de France in the 1970–1971 school year]. SPb.: Nauka, 2016. 352 p.
Khaydegger M. Vremya i bytie: Stat’i i vystupleniya [Heidegger M. Time and Being: Articles and Speeches]. SPb.: Nauka, 2007, рр. 350–359.
Enaff M. Dar filosofov. Pereosmyslenie vzaimnosti [Gift philosophers. Rethinking reciprocity]. M.: Izdatel’stvo gumanitarnoy literatury, 2015. 320 p.
Malabou C. Plasticity at the Dusk of Writing: Dialectic, Destruction, Deconstruction. http://www.amazon.co.uk/Plasticity-Dusk-Writing-Deconstruction-Insurrections/dp/0231145241/ref=sr_1_1?ie=UTF8&qid=142600251&sr=8-1&keywords=plasticity+dusk+of+writing
Nilsson M. The Minoan-Mycenaean Religion and its Survial in Greak Religion. Lund. Biblo&Tannen Publishers, 1950.
DOI: https://doi.org/10.12731/2077-1770-2017-2-7-28
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
ISSN 2077-1770 (print)
ISSN 2218-7405 (online)