О ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДИСКУРСА (НА МАТЕРИАЛЕ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЙ ПРОЗЫ ХХ ВЕКА)
Аннотация
Статья посвящена актуальной для современной лингвистики проблеме установления категориальных признаков различных типов дискурса, определения их языковой специфики и связи средств их вербальной кодификации с онтологизируемой картиной мира.
Цель. Исследование направлено на выявление особых грамматических конструкций, присущих художественному дискурсу, в том числе его латиноамериканскому варианту как национально-специфическому виду коммуникации.
Метод и методология проведения работы. В ходе исследования языкового материала был использован метод дискурсивного анализа, направленный на описание и интерпретацию грамматических, просодических и контекстуальных параметров дискурса.
Результаты. Анализ корпуса латиноамериканских художественных текстов позволил выделить двухкомпонентную систему единиц, объединяющую грамматические элементы, построенные по принципу ритмико-синтаксического подобия, и элементы с синтаксической и просодической инверсией. Представлена классификация грамматических единиц, реализующих особую дискурсообразующую функцию.
Область применения результатов. Результаты и выводы исследования могут быть использованы при проведении анализа дискурсов иных типов, включая описание их семиотических моделей, идиоэтнического и культурного своеобразия, стратегий и механизмов речевого воздействия.
Ключевые слова
Полный текст:
>PDFЛитература
Litvinenko T.E. Intertekst kak polikul’turnoe obrazovanie [Intertext as a multi-cultural phenomenon]. V mire nauchnykh otkrytiy, no 4.4. (2012), рр. 167–183.
Nikolaeva T.M. Ot zvuka k tekstu [From sound to text]. Moscow: Yazyki russkoy kul’tury Publ., 2000. 680 p.
Cheremisina N.V. Russkaya intonatsiya: poeziya, proza, razgovornaya rech’ [Russian intonation: poetry, prose, colloquial speech]. Moscow: Russkiy yazyk Publ., 1989. 240 p.
Asturias M.-A. Leyendas de Guatemala. Madrid: Cátedra, 2005. 238 p.
Carpentier A. El arpa y la sombra. Madrid: Alianza, 2013. 200 p.
Figueroa Sánchez C.R. Barroco y neobarroco en la narrativa hispanoamericana. Cartografías literarias de la segunda mitad del siglo XX. Medellín: Antioquia Univ. Publ., 2008. 288 p.
García Márquez G. Cien años de soledad. Bogotá: Grupo Editorial Norma, 2002. 500 p.
Gissi B.J. Psicología e identidad latinoamericana: Sociopsicoanálisis de cinco premios Nobel de Literatura. Santiago de Chile: Chile Catolic Univ. Publ., 2002. 232 p.
Giordano E.P. Algunas aproximaciones a Rayuela, de Julio Cortázar, a través de la dinámica del juego. Homenaje a Julio Cortázar. N.Y: Las Américas, 1972, рр. 95–129.
Meschonnic H. Critique du Rythme. Anthropologie historique du langage. Lagrasse: Verdier, 1982. 732 p.
Nueva gramática de la lengua española. Madrid: Espasa-Calpe, 2009. 4032 p.
Oviedo J.M. Historia de la literatura hispanoamericana. De Borges al presente. Madrid: Alianza Editorial, 2002. 243 p.
Passafari C. Apuntes para una comprensión de la novela mexicana actual. Santa Fe: UNL Publ., 1997. 214 p.
Roa Bastos A. Yo el supremo. Madrid: Cátedra. 2012. 465 p.
Ruíz Serrano C. Lo fantástico: Norte y Sur. El realismo mágico de las últimas décadas en Hispanoamérica y Rusia: ¿hibridez o desaparición? Anales de Literatura Hispanoamericana, no 11 (2008), рр. 113–144.
Rulfo J. El llano en llamas. Barcelona: Editorial RM. 2005. 169 p.
Vargas Llosa M. Los cachorros. Madrid: Cátedra. 2010. 112 p.
DOI: https://doi.org/10.12731/2077-1770-2017-2-68-78
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
ISSN 2077-1770 (print)
ISSN 2218-7405 (online)