ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФАРФОРОВОЙ ПЛАСТИКИ А. К. ШПИСА
Аннотация
Статья посвящена вопросам атрибуции и выявлению художественных и производственных особенностей фарфоровой скульптуры, созданной на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге главным скульптором А. К. Шписом. Фарфор благодаря творчеству Шписа вновь стал так поразительно разнообразен, как это было в XVIII столетии. Творческое наследие А. К. Шписа представляется автору не как частное явление, но как явление, закономерно связанное с более широкими общественными и культурными процессами, характерными для русского искусства 2 пол. XIX в. Осмелимся так же утверждать, что в XIX столетии он стал первым скульптором- фарфористом, который предпринял первые шаги в процессе сближения пластики малых форм с “большим искусством”. Своим творчеством скульптор показал, что фарфоровая скульптура способна не только живо реагировать на все изменения в общей стилевой эволюции, а авторские произведения из фарфора могут рассматриваться не просто как предметы сервировки стола или убранства интерьеров. Однако, в отличие от работы скульпторов следующего поколения, деятельность Шписа не выходит за рамки существования фарфорового производства, а сам скульптор не стремился создавать произведения, способные утвердить фарфоровую скульптуру в глазах современников в более высоком статусе.
Ключевые слова
Полный текст:
>PDFЛитература
Анненков П. А. Парижские письма. М., 1983.
Бубчикова М. А. Атрибуция и описание памятника русской фарфоровой пластики XVIII ‒ начала XIX века // Архангельское. Материалы и исследования. Часть II. К 190-летию фарфорового завода в Архангельском. М., 2011. С. 52.
Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков: эпохи и стили. Л., 1973.
РГИА. Ф. 468. Оп. 10. Д. 1174. Л. 2.
DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2014-1-%25p
ISSN 2658-4034