ПРОБЛЕМА ЯЗЫКОВ И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАРОДОВ В ТАТАРСКОЙ ФИЛОСОФСКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ МЫСЛИ

Daniya Abuzarovna Salimova, Rail Khalilovich Salimov


Аннотация


Предметом данного исследования стали социально-культурологические вопросы об отношениях между народами, освещенных в трудах двух татарских ученых 19-го века. Актуальность статьи заключается в ее обращенности к животрепещущим сегодня проблемам взаимоотношений между языками народами.

Цель – анализ основных положений учения и взглядов двух татарских философов-просветителей 19-го века К. Насыри и Ш. Марджани на вопрос о языках и взаимоотношениях между народами – достигается методом философской рефлексии, методикой обзора научно-библиографической литературы.

Материалом исследования послужили первоисточники, то есть труды татарских просветителей, также научные труды по истории татарской философской мысли. Вывод о том, что эти два татарских просветителя сумели определить основные векторы развития общественно-гуманитарной научной мысли о дружбе народов и языков, подкрепляется примерами из первоисточников, работ как самих просветителей, так и аналитической литературы.

Материалы статьи могут быть полезными в историко-философских и языковедческих исследованиях, также для интересующихся данной темой читателей.


Ключевые слова


история философии; татарские просветители; язык; дружба народов; толерантность; гуманизм

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. – Казань, 1941. 260 с.

Ибрагим Т.К., Султанов Ф.М., Юзеев А.Н. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте. – Казань, 2002. 239 с.

Лев Гумилев. Мало сказать, что любой национализм слеп. Надо всячески разоблачать его вредоносную сущность. Актуальное интервью // Труд. 1988. 12 апреля. http://www.lawinrussia.ru/node/288433

Насыри К. Избранные сочинения. – Казань, 1953 (на тат. яз.).

Каюм Насыри. Избранные произведения. – Казань, 1977. 255 с.

Очерки Марджани о восточных народах (Вступительная статья, комментарии, перевод

с арабского, старотатарского языков и примечания доктора философских наук А.Н. Юзе-ева). – Казань, 2003. 175 с.

Повѣрья и обряды Казанских татар, образовавшіеся мимо влиянія на жизнь их суннитскаго магометанства, Кайюм-Насыров. – С.-Петербургъ. 1880. 30 с.

Пустарнаков В.Ф. Просветительство Марджани в свете классического просвещения. Марджани: Наследие и современность. Материалы международной научно-практической конференции. Казань, 1998. С. 145-151.

Сабиров А.Г. Татарская философия: история, сущность и роль в духовном развитии татарского народа. – Елабуга, 2012. 158 с.

Татарские интеллектуалы. Исторические портреты / Науч. ред. и сост Р.М. Мухаметшин. – Казань, 2005. 271 с.

Чолак И. Историческое сознание и представление о будущем // Новые грани. 2014. №41.

С. 37-39.

Daniya Salimova, Hope Johnson. Difficulties in the teaching of Russian as a foreign language: the perspectives of an ethnically Tatar specialist in Russian philology and an American student. Life Science Journal. 2014;11(5s) 2014;11(5s): 219-223.




DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-1-36

(c) 2016 Современные исследования социальных проблем (электронный журнал)



Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0

ISSN 2658-4034

HotLog Яндекс цитирования