НРАВСТВЕННАЯ САМОДИАГНОСТИКА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ОПТИКЕ

Tatiana Ivanovna Malieva, Zalina Hazbiyevna Totrova


Аннотация


Самодиагностика – необходимый этап в развитии личности независимо от времени, места и пространства. Этим определяется историко-философский срез данной проблемы в качестве темы исследования.

Цель статьи – анализ нравственной самодиагностики в исторической оптике, что предполагает рассмотрение следующих аспектов проблемы: какова специфика постановки этого вопроса в истории философии, зачем человеку необходима нравственная самодиагностика, чем определяется сложность и трудность данной процедуры, какова роль религии в решении этой проблемы.

Методы исследования – аналитический, сравнительно-исторический.

Результаты. Понятия – самопознание, самооценка и самодиагностика, несмотря на сходство, различаются по смыслу. Самопознание своей целью имеет знание человеком своих особенностей, в основном морфологических. Самооценка нацелена на осознание индивидом своего «Я» в русле социально-нравственных нормам. Самодиагностика направлена на оценку личностью своей духовной зрелости. В истории философии эта проблема преимущественно рассматривалась как антитеза личности и общества, эгоизма и альтруизма. Христианство предложило иное измерение личности, а именно: способность индивида к принятию Бога. Нравственность и духовность не отождествлялись, но рассматривались как ступени духовной зрелости индивида.

Выводы. 1. Созидающие человека факторы не равноценны, решающим является сам человек, ставя самого себя объектом критического анализа. 2. Самопознание, самооценка, самодиагностика различаются по смыслу, как телесное, социально-нравственное и духовное. 3. Самопознание, самооценка и самодиагностика – ступени духовной зрелости человека.


Ключевые слова


самопознание; самодиагностика; личность; факторы воспитания; религия

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Asmus V.F. Istoriya antichnoj filosofii [The History of ancient philosophy]. M.: “Higher school”, 1965. 320p.

Hegel G.W.F. Lektsii po istorii filosofii [lectures on the philosophy of history]. https://www.e-reading.club/book.php?book=148572 (accessed 18.02.2019).

Kant I. «Religiya v predelah tolko razuma» [“Religion within the limits of the mind”]. http://www.samomudr.ru/d/Kant%20I.%20Religija%20v%20predelax%20tol’ko%20razumap.pdf (accessed 19.02.2019).

Malieva T.I. Nravstvennaya samodiagnostika lichnosti i religiya [Moral self-diagnosis of personality and religion]. Dukhovno-nravstvennyy opyt naroda i pravoslavnaya pedagogicheskaya kul’tura kak osnova vospitatel’nogo ideala. Sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Spiritual and moral experience of the people and Orthodox pedagogical culture as the basis of educational ideal. Collection of materials of the all-Russian scientific-practical conference]. Vladikavkaz, 2017, рр. 171–175.

Montaigne, Michel. The experiment (book two). M.: EKSMO, Saint-Petersburg: Terra Fantastica, 2003. 798 p.

Osipov A. I. Iskazheniya khristianstva [Distortions of Christianity]. https://azbyka.ru/iskazheniya-xristianstva (accessed 20.02.2019).




DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2019-1-18-27

(c) 2019 Tatiana Ivanovna Malieva, Zalina Hazbiyevna Totrova

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0

ISSN 2658-4034

HotLog Яндекс цитирования