РАЗВИТИЕ ФАРФОРОВОЙ ПЛАСТИКИ НА ИМПЕРАТОРСКОМ ФАРФОРОВОМ ЗАВОДЕ ВО 2-ОЙ ПОЛ. XIX В.: А. ШПИС

Екатерина Сергеевна Хмельницкая


Аннотация


В статье реконструируется творческая биография скульптора Императорского фарфорового завода А. К. Шписа, обстоятельства становления его карьеры в России. На протяжении 47 лет он возглавлял скульптурное отделение фарфорового предприятия и явился автором большинства изделий, созданных в эпоху “историзма”.Автор приходит к выводу, что благодаря разносторонней деятельности Шписа, удалось приспособить фарфор к любым изменениям в искусстве эпохи историзма, где параллельно существовало несколько стилевых направлений. Шпис обладал редким дарованием приспосабливать создаваемые им изделия под любые стилевые увлечения своего времени. Анализ фарфоровых изделий Шписа показал, что скульптор в процессе декорировки изделий заимствовал художественные приемы разных стилистических направлений, которые устойчиво ассоциировались у современников с историческими стилями в контексте эпохи историзма. Одни и те же декоративные элементы «смело кочуют» из одного произведения Шписа в другое, что, по мнению автора, и является   важной особенностью творческого метода скульптора. В статье автор приводит и интересные фактологические данные о технологии производства фарфоровой скульптуры Шписа, уделяя особое внимание производственному процессу изготовления скульптуры, особенно подробно останавливаясь на тех случаях, когда Шпис воспроизводил модели, созданные ранее на ведущих европейских фарфоровых мануфактурах.

DOI: http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2014-2-2


Ключевые слова


А. Шпис, фарфор, скульптура,историзм, Императорский фарфоровый завод

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Великий князь Николай Михайлович // Петербургский некрополь. Т. IV. СПб., 1913. С. 574.

Кудрявцева Т. В. Императорский фарфоровый завод. Спб., 2003, С. 258.

Кудрявцева Т.В. Русский императорский фарфор. СПб., 2003. С. 178.

Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVIIвеков: эпохи и стили. Л., 1973, С.22

AdK, Berlin, Preußische Akademie der Künste, Nr 635, Bl. 34.

Berling K. Festschrift zur 200jährigen Jubelfeier der ältesten europäischen Porzellanmanufaktur Meissen. 1910. Leipzig, 1911. S. 197.

Bourgeois E., Lechevallier-Chevignard G. Le Biscuit de Sèvres : recueil des modèles de la Manufacture de Sèvres au XVIIIe siècle, Sèvres, Pierre Lafitte & Cie, 1909. 2 volumes.

Königliche Sächsische Porzellan-Manufaktur Meißen. Meißen, 1896. S. 25.

Königlich-Sächsische Porzellan-Manufaktur zu Meißen. Verkaufskatalog. Meißen, 1910—1920.

Poulet A. L., Scherf G. Clodion. 1738—1814. Musee du Louvre. Paris, 1992.

Rousseau J.-J. Der Gesellschaftsvertrag, oder die Grundsätze des Staatsrechtes. Stuttgart, 1958. S. 30.

Schilling W., Schneemann S. Zerbrechliche Familien. Eine motivgeschichtliche Betrachtung europäischer Porzellan vom 18. Jahrhundert bis Heute im Kontext der Sozialgeschichte. Bonn, 1994. S. 81.




DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2014-2-%25p

ISSN 2658-4034

HotLog Яндекс цитирования