ПРАЗДНИК КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Нелли Анатольевна Галактионова


Аннотация


В статье обоснован взгляд на праздник как социальный институт, рассмотрены этапы его институализации, такие как возникновение потребности; формирование общих целей и обосновывающей их идеологии; выработка социальных норм и правил; практическое принятие правил и процедур; установление системы санкций; создание системы статусов и ролей. На примере российской праздничной традиции описаны общие институциональные признаки праздника, указано, что большинство праздников находится на стадии поиска культурного символа; имеет кодекс поведения; систему идей; утилитарные и культурные черты; установки и образцы поведения.  Исходя из этих принципов Нелли Галактионова объясняет популярность праздника Дня Победы и неукорененность в российской праздничной традиции 12 июня - дня России. В статье утверждается, что отсутствие ритуала препятствует популярности праздника в обществе. В статье описаны  явные и латентные функции праздника как социального института - регулятивная функция, интегративная, транслирующая, функция воспроизводства социальных отношений, социализирующая, образовательная, воспитательная, охранительная,   культуроформирующая, коммуникативная, социокультурная, игровая, функция организации досуга и отдыха, адаптивно-компенсаторная, функция снятия этических регламентаций. По мнению автора статьи, праздник является основой формирования национально-государственной и гражданской идентичности.

DOI: http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2013-5-19


Ключевые слова


социальный институт; праздник; ритуал; традиция; институциональные признаки

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Ерасов Б.С. Социальная культурология. Москва: Аспект-Пресс, 2000. С. 304-331.

http://glava.region08.ru/dokumenty/55-zakony/46-o-prazdnichnyh-i-pamyatnyh-dnyah-v-resp

Дубин Б.В. Россия нулевых: политическая культура – историческая память – повседневная жизнь. Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. С. 145.

Указ Президента РФ от 21.05.1997. № 506 "О 200-летии со дня рождения А.С. Пушкина и установлении пушкинского дня России // http://www.referent.ru/1/22676

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Москва: Художественная литература, 1965. С. 485.

Андреев Д., Бордюгов Г. Пространство памяти: великая победа и власть // 60-летие окончания Второй мировой и Великой Отечественной: победители и побежденные в контексте политики, мифологии и памяти / Под редакцией Ф. Бомсдорфа и Г. Бордюгова. Библиотека либерального чтения. Вып. 16. Москва: Фонд Фридриха Науманна, АИРО-ХХI, 2005. 248 с. С. 121 – 125.

Галактионова Н.А. Роль праздничной культуры в формировании российской идентичности // Вестник МГУКИ. 2010. №2 (34). С. 52 – 57.

Галактионова Н.А. Истоки и традиции российской праздничной культуры // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 2 (12). C.115 - 118.

Для россиян 12 июня - это очередной выходной, а не главный праздник страны // http://big.newsru.com/russia/11jun2004/opros2.html.

Опросы показывают, что меньше половины граждан страны знают, какой праздник отмечается в день 12 июня. // http://vchera.com/news/13954/

Святейший Патриарх Кирилл предложил отмечать день рождения Александра Невского 12 июня // http://www.taday.ru/text/179162.html

Акулич Е.М., Думрауф А.С. Взаимодействие людей на основе массовых коммуникаций: теоретический аспект // Вестник ТюмГУ. 2009. №4. С. 96 - 100.

Жигульский, К. Праздник и культура. Праздники старые и новые: Раз-мышления социолога. Москва: Прогресс, 2006.

Хейзинга Й. Осень средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах/ Сост. и перев. Д.В. Сильвестров. Москва: Издательский дом Ивана Лимбаха, 2007.




DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2013-5-%25p

ISSN 2658-4034

HotLog Яндекс цитирования