ФОРМИРОВАНИЕ ДИСКУРСА ВЛАСТИ В ТРАКТАТЕ КАСТИЛЬОНЕ «ПРИДВОРНЫЙ»

Svetlana Alexandrovna Sheypak


Аннотация


Целью данного исследования является показать, что трактат Б. Кастильоне «Придворный», написанный в XVI веке, должен рассматриваться как один из источников риторической традиции, в которой сформировалось представление о дискурсе власти в европейской культуре. В трактате была заложены многие идеи, развиваемые в современном дискурс-анализе.

Во-первых, идея об институционализации дискурсивных практик, на основе которых формируется дискурс власти. Риторическая структура речевого взаимодействия придворных между собой и придворных с Государем, лежащая в основе европейского дискурса власти, стала выражением ренессансного риторического идеала. Главной темой трактата стали поиски этого идеала, в результате которых идеальный Придворный и идеальный Государь будут формироваться дискурсивным образом. Таким образом, в дискурсе власти на первый план выходят две проблемы управления, ключевые для эпохи Возрождения, проблема управления государством и управления собой.

Во-вторых, трактат показывает роль людического компонента, характерного для эпохи Возрождения в формировании дискурса власти в Европе. Игровой элемент придворных дискурсивных практик приводит к тому, речевое взаимодействие приобретает ритуальную структуру, которая не только формирует социальную структуру общества, но способствует самоидентификации всех участников речевого взаимодействия.

И, наконец, отсутствие Государя среди участников бесед, на основе которых построен трактат, демонстрирует идею об отсутствии субъекта дискурса власти, развиваемую во французской традиции дискурс-анализа. Однако его отсутствие приводит к тому, что неукоснительно соблюдаемые ритуалы взаимодействия становятся основой институционализации дискурса власти, что определяет его характерные черты в европейской традиции.


Ключевые слова


дискурсивные практики; дискурс власти; риторическая структура; ритуальная структура; людический компонент взаимодействия

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Аверинцев С.С. Античный риторический идеал и культура возрождения / Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской культурной традиции. – М.: Языки русской культуры, 1996. С. 347-363.

Аристотель. Риторика. Античные риторики. 1978. URL: http://www.lib.ru/POEEAST/ARIS-TOTEL/ritoriki.txt (дата обращения 15.01.15).

Брагина Л.М. От этикета двора к правилам поведения средних слоев: «книга о придворном» Бальдассаре Кастильоне и «Галатео, или о нравах» Джованни Делла Каза // Двор монарха в средневековой Европе: явление, модель, среда. Вып. 1. [Под ред. Н.А. Хачатурян]. – М., СПб: Алетейя, 2001. С. 196-214.

Неклюдова М.С. Искусство частной жизни: Век Людовика XIV. – М.: ОГИ, 2008. 440 с.

Anheim E. Culture de cour et science de l’État au XIVe siècle // La Science de l’État, Actes de la Recherche en Sciences Sociales. 2000, no. 133. Pр. 40-47.

Castiglione B. Le Livre du Courtisan. Paris: Flammarion, 1999. 404 p.

Debord G. La Société du Spectacle. – Paris: Gallimard, 1996. 224 p.

Dejean J. Du style. – P.: Bernard Grasset, 2006. 315 p.

Devincenzo G. Le Livre du Courtisanen France aux XVIe et XVIIe siècles // Tradurre. Bari:

B.A. Graphis, 2007. Pр. 65-75.

Duby G. Les trois ordres ou imaginaire du feodalisme. – Paris: Gallimard, 1978. 428 p.

Febvre L. Autour de l’Heptaméron. Amour sacré, amour profane. – Paris: Gallimard, 1944. 323 p.

Foucault M. Histoire La volonté de savoir. – Paris: Gallimard, 2006. 144 p.

Foucault M. Sécurité, territoire, population. Cours au Collège de France (1977-78). – Paris: Gallimard/Seuil, 2004. 435 p.

Garin E. L’Éducation de l’homme moderne. La pédagogie de la Renaissance (1400-1600). – Pa-ris: Hachette, 2003. 270 p.

Goffman E. Interaction Ritual: Essays on Face-to-Face Behavior. – New Jersey: Aldine Transaction, 2005. 280 p.

Centre National de Ressourses Textuelles et Lexicales. 2005. URL: http://www.cnrtl.fr/etymologie/converser (accessed January 25, 2015).

Jørgensen M. Phillips L. Discourse Analysis as Theory and Method. London: Sage, 2002. 229 p.

Lemaitre N. Quand les cardinaux inventent le pouvoir culturel // Histoire et littérature de l’Europe du Nord-Ouest. 2009, no.40. Pр. 289-301.

Montandon A. Pour une histoire des traités de savoir-vivre en Europe. – Clermont-Ferrand: Pres-ses Univ. Blaise Pascal, 1994. 478 p.

Orlandi E.P. Discours et argumentation – un observatoire du politique / Des Mots en liberté. Mélanges offerts à Maurice Tournier. [sous la dir. de P. Fiala, P. Lafon]. – Paris: ENS Editions, 1998. 558 p. Pр. 91-96.

Pons A. Les fondements rhétorico-philosophiques des traités de savoir-vivre italiens du XVIe siècle // Histoire de la rhétorique dans l’Europe moderne (1450-1950). [sous la dir. de M. Fuma-roli]. – Paris: Presses Universitaires de France, 1999. Pр. 411-430.

Weil S. Trésors de la politesse française. – Paris: Belin. 2011. 255 p.




DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-3-38

ISSN 2658-4034

HotLog Яндекс цитирования