РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ КРИТИКА ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ЭКЗЕГЕТИКЕ СНОВИДЕНИЙ
Аннотация
В статье реконструированы и обобщены религиозно-философские аспекты христианской критики психоаналитической методологии толкования сновидений. Раскрыта оккультная специфика психоаналитической онейрокритики. Рассмотрено влияние на создание фрейдистской теории сновидений таких факторов как «кокаиновая пропаганда», масонство и каббалистика. Показано, что христианская экзегетика сновидений принципиально противоположна психоаналитическому толкованию сновидческого опыта. Выдвинута гипотеза о дофрейдовском единстве психиатрического и христианского подходов к снотолкованию и направленности психоанализа на разрушение данного единства. Обоснованно предположение о духовной и психологической опасности применения психоаналитического подхода снотолкования в психологической работе. Автор приходит к выводу о том, что фрейдистская методология толкования сновидений разрабатывалась с целями внедрения антихристианской оккультной психологии
в теорию и практику врачебно-психиатрической деятельности и устранения христианской пастырской психотерапии.
Цель исследования заключалась в ретроспективной реконструкции основных критических аспектов психоаналитической концепции сновидений, представленных в христианском подходе к эгзегетики сновидений.
Методом исследования явился сравнительный анализ христианского и психоаналитического подходов к пониманию природы и сущности сновидческого процесса и его интерпретации.
Результаты исследования могут быть использованы как в научных целях критического обобщения и изучения теоретической модели сновидения, разработанной психоанализом, так и в учебной деятельности, где обучаемые могут сравнить христианский и психоаналитический подходы.
Область применения результатов: психология, история философии, социология, религиоведческие исследования.
Ключевые слова
Полный текст:
>PDFЛитература
Зенько Ю.М. Психология религии. – СПб.: Речь, 2009. 552 с; Шеховцова Л.Ф., Зенько Ю.М. Элементы православной психологии. – М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012. 252 с.; Авдеев Д.А., Невярович В.К. Наука о душевном здоровье. Основы православной психотерапии. – М.: Русский Хронограф, 2005. 512 с.
Шеховцова Л.Ф. Душа и тело в православной психологии: психофизиологические аспекты взаимодействия. – СПб.: РХГА, 2011. 187 с.
Авдеев Д.А. Нервность: Ее духовные причины и проявления. Беседа с православным врачом. – М.: Дар, 2006. 272 с.
О спиритах, ведунах, колдунах. – М.: Сибирская Благозвонница, 2008. 431 с.
См.: Дюк Д. Еврейский вопрос глазами американца. – Харьков: «Свитовид». 2004. 320 с.
Сознание третьего храма. – Минск: МЕТ, 2007. 335 с.
Кузнецова Ю.В. Культурологическое исследование сновидений в системе наук о человеке (теории сновидений в доиндустриальную эпоху) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 16, № 2(3), 2014. С. 746-749.
Там же.
Авакумов С.В. Психология сновидений // Научно-теоретический журнал «Ученые записки» № 5 (39), 2008. С. 3-7.
Бескова И.А. Природа сновидений (эпистемологический анализ). – М.: ИФ РАН, 2005.
с.
См.: Авакумов С.В. Теоретико-методологические аспекты построения модели сновидения в норме и патологии // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 12. С. 226-234.
Карпова Л.М. Сновидения и духовный опыт // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2014. № 1 (2). С. 13-16.
Трунов Д.Г., Воденникова М.А. Представления о сновидениях: основные модели // Вестник Пермского Университета. Философия. Психология. Социология. Выпуск 1(9), 2012. С. 59-69.
Смирнов Т.Л. Психология сновидений (осознанные сновидения). – М.: Профит Стайл, 2008. 336 с.
См.: Гроф С. За пределами мозга. – М.: Институт трансперсональной психологии, 2000. 504 с.; Кастанеда К. Искусство сновидения. – М.: София. 288 с., 2014; Корен С. Тайны сна. Путешествие в загадочный мир сна. – М.: Вече, АСТ, 1997. 368 с.; Минделл А. Ученик создателя сновидений. Использование более высоких состояний сознания для интерпретации сновидений. – М.: АСТ, 2003. 204 с.; Штайнберг К. Каббала и сила сновидений. – СПб.: Весь, 2009. 272 с.; Юнг К-Г. Алхимия снов. Четыре Архетипа. – М.: Медкова С.Б., 2014.
с.
Можно ли верить снам. – М.: Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2005. 64 с.
Иеромонах Анатолий (Берестов), Алевтина Печерская. Под маской православия нередко скрываются колдуны, экстрасенсы и псевдоправославные секты. – М.: Душепопечительный центр во имя святого праведного Иоанна Кронштадского, 2006. 448 с.
См.: Сны. Их происхождение и роль в христианском истолковании. – М.: Образ, 2007.
с.
Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Т. 1. – СПб.: Сатис, 2001. 748 с.
Когда умершие приходят во сне. – М.: Новая мысль, 2013. 320 с.
Духанин В.Н. Огради нас, Господи, от суеверий, оккультизма, порчи. – М.: Московская Патриархия Русской Православной Церкви, 2011. 352 с.
Авдеев Д.А. Очерки православной психотерапии. В помощь страждущей душе. – М.: Омега, 2007. 544 с.
Сновидения. Жизнь души во сне. – М.: Изд-во Борисова, 2014. 231 с.
Там же.
Отец Олег Моленко. Вопросы по Священному Писанию. Православие и лжеправославие. – М.: Братство во имя апостола Иоанна Богослова, 2008. 800 с.
Фрейд З. Статьи о кокаине. – СПб.: Азбука-классика, 2010. 160 с.
Там же.
Виленский О.Г. Зигмунд Фрейд и психоанализ: Взгляд психиатра. – М.: Вузовская книга, 2009. 152 с.
Острецов В.М. Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки. – М.: Штрихтон, 1998. 720 с.
Священник Родион. Люди демоны. – СПб.: Печатный двор им. Горького, 2009. 511 с.
Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. – М.: Москва, 2000. 592 с.
Острецов В.М. Цит. соч.
Там же.
Люкимсон П., Котлярский М. Тайны еврейского секса. – Краснодар: Неоглори, 2008. 491 с.
Джонсон П. Популярная история евреев. – М.: Вече, 2008. 672 с.
Люкимсон П., Котлярский М. Цит. соч.
Рубинштейн В. Иудаизм и психоанализ: попытка соотнесения. URL: http://www.jewis-hertlage.org/jr2a6r.htm (дата обращения 03.04.15).
Каббала – заговор против Бога. – М.: Сибирская Благозвонница, 2008. 319 с.
Фрейд З. Толкование сновидений. – Минск: Харвест, 1997. 497 с.
Там же.
Там же.
Там же.
Цит. по кн.: Лейбин В.М. Психоанализ. Учебник. – СПб.: Питер, 2002. 576 с.
Фрейд З. Пересмотр теории сновидений: Введение в психоанализ. – М.: АСТ, 2010. 222 с.
Марсон П. 25 ключевых книг по психоанализу. – Челябинск: Урал LTD, 1999. 348 с.
Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу. – СПб.: Питер, 2001. 668 с.
Змановская Е.В. Современный психоанализ. Теория и практика. – СПб.: Питер, 2011. 288 с.
Руткевич А.М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М-ФОРУМ, 1997. 352 с.
Психоанализ. Популярная энциклопедия / Сост., научн. ред. П.С. Гуревич. – М.: Олимп, 1998. 592 с.
Решетников М.М. Элементарный психоанализ. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2003. 152 с.
Эгзегетика снов. Европейские хроники сновидений. – М.: Эксмо, 2002. 464 с.
Цит. по: Скосарь В.Ю. О природе сновидений и об их толковании // http: // bogoroditsa-doctor.dp.ua/?page_id=150 (дата обращения 02.03.15).
Сновидения. Жизнь души во сне… Цит соч.
Иеромонах Анатолий (Берестов). Число зверя. На пороге третьего тысячелетия. Записки современного врача-священника об экстрасенсах, колдунах, влиянии телевидения и оккультных наук на наше здоровье. – М.: Новая книга, 1996. 144 с.
Цит. по кн.: Акимов О.Е. Правда о Фрейде и психоанализе. – М.: Ульяновский дом печати, 2005. 279 с.
Айзенк Г. Сорок лет спустя: новый взгляд на проблемы эффективности в психотерапии // Психологический журнал. Т. 14. 1994. № 4. С. 3-19.
Шустрова А. Психиатрия и Церковь: Возможен ли союз? Заграничные ереси внедряются
в Россию. – М.: Профиздат, 2003. 239 с.
DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-5-39
ISSN 2658-4034