ПОНИМАНИЕ СВОБОДЫ В ХРИСТИАНСТВЕ И ЛИБЕРАЛИЗМЕ. СВОБОДА КАК СЛУЖЕНИЕ И СВОБОДА КАК ПРОИЗВОЛ

Irinа Valerievna Аster


Аннотация


Цель данной статьи – провести сравнительный анализ представления о свободе в истории христианской мысли и в рамках либерализма. Автор выделяет ряд принципиальных расхождений идей либерализма с традиционной христианской позицией. Традиционное понимание свободы как добровольного и осознанного выбора человека поступать в соответствии с Божественной волей в иерархии современных ценностных ориентаций уступило место либеральной трактовке свободного действия как совершаемого по собственной воле без какого-либо внешнего принуждения. В христианском мировоззрении послушание – основная добродетель, в либерализме основное благо – плюрализм мнений, когда каждый создает свою систему ценностей. Послушание предполагает раскаяние в грехе и повиновение Божественной воле, тогда как плюрализм мнений оправдывает любое действие человека, провоцируя общественные и социальные деструкции и отвлекая общественное мнение от насущного и актуального.

Новизной статьи является попытка восполнить пробелы в изучении теоретических и практических аспектов категории свободы. В частности, развитие добровольчества, благотворительности и профессиональной социальной работы требует базисных ценностных оснований, их дополнительного усиленного многопрофильного системного научного изучения и интегративного анализа в исследовательских традициях светского и теологического знания. Одним из таких оснований выступает ценность свободы в христианском понимании, средствами достижения которой выступают открытость и соучастие, вненаходимость (способность к дистанцированию), смирение и послушание.


Ключевые слова


свобода; социальная свобода; либерализм; неолиберализм; христианство; православие; ценности; социальное служение; смирение; послушание; открытость; соучастие; вненаходимость; ответственность

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Астэр И.В. Кризис социальных связей и проблема одиночества в условиях российского мегаполиса // Теоретический журнал «Credo new». 2010. №2. С. 119-136.

Астэр И.В. Причины одиночества и его социально-антропологические последствия // Теоретический журнал «Credo new».2010. №4. С. 206-220.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров. – М.: Искусство, 1979.

Бердяев Н.А. Философия cвободы. Гл. VI. О христианской свободе [Электронный ресурс] – URL: http://www.vehi.net/berdyаev/filos_svob/index.html (дата обращения 17 июня 2015 года).

Величко А.М. Философия русской государственности. – СПб.: Издательство Юридического института, 2001.

Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30 т. Т. 26. – Л.: Наука, 1984.

Достоевский Ф.М. Пушкин: очерк // Русская идея: сборник. – М.: Республика, 1992.

Иеремия, архиеп. Свобода и власть по учению святого Апостола Павла // Православное учение о человеке. Избранные статьи. – Москва-Клин: изд-во «Христианская жизнь», 2004.

Каллист (Уэр), митр. Диокликийский. Икона человеческой свободы [Электронный ресурс] – URL: http://www.mgаrsky-monаstery.org/kolokol/3159 (дата обращения 17 июня 2015 года).

Кирилл, патриарх. Либерализм – это путь к апокалипсису [Электронный ресурс] – URL: http://rusk.ru/newsdаtа.php?idаr=184241 (дата обращения 17 июня 2015 года).

Коган А.А. Триединство свободы // Вопросы философии. 1997. № 5.

Лазарева А.Н. Идеи соборности и свободы в русской религиозной философии. – М., 2003.

Левицкий С. А. Трагедия свободы. – М.: Канон, 1995 [Электронный ресурс]. – URL: http://bookitut.ru/Trаgediyа-svobody.49.html (дата обращения 25.05.2015).

Лурье С.В. Историческая этнология. Учебное пособие для вузов [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Lyrie/69.php (дата обращения 19.06.2015).

Мень А. Надлежит быть разномыслию / Мировая духовная культура. Христианство. Церковь. Лекции и беседы. – М.: Фонд имени Александра Меня, 1997 [Электронный ресурс]. – URL: krotov.info/librаry/13_m/myen/00061.html (дата обращения 29.05.2015).

Никон (Воробьев), игум. Письма духовные детям. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991.

Осипов А. Святость человека в православной аскетической традиции // Православное учение о человеке. Избранные статьи. – Москва-Клин: изд-во «Христианская жизнь», 2004.

Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. Гл II. Свобода выбора и свобода от зла. – Москва, Храм Христа Спасителя, 26 июня 2008 г. [Электронный ресурс] – URL: http://projectrussiа.orthodoxy.ru/PR/rpc.php#PАRT1CH2 (дата обращения 17 июня 2015 года).

Симеон Новый Богослов, прп. Слова. Житие преподобного Симеона, составленное Никитою Стифатом. Слова 1-52. – Изд. 2-е Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. Вып. 1. – М., 1890.

Точеный С., прот. В поисках утраченной свободы [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bogoslov.ru/text/1299847.html (дата обращения 17 июня 2015 года).

Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. – М., 2005.

Феофан Затворник, свт. Творения. Толкование посланий апостола Павла. Послание к Колоссянам и Филиппийцам. – М.: Сретенский монастырь, 1998.

Фромм Э. Бегство от свободы // Фромм Э. Догмат о Христе. – М., 1998.

Харрисон Н.В. Единственность человека и человеческое единство [Электронный ресурс]. – URL: bogoslov.ru›text/1259567.html (дата обращения 17 июня 2015 года).

Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. – М.: Гнозис, 1994.

Цыпин В., прот. Концепция права в свете христианской антропологии // Православное учение о человеке. Избранные статьи. – Москва-Клин: изд-во «Христианская жизнь», 2004.

Экземплярский В.И. Евангелие и общественная жизнь. – Киев, 1913.




DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-7-6

ISSN 2658-4034

HotLog Яндекс цитирования