ФИЛОСОФИЯ СЕМЕЙНОГО БЫТИЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД

Bashir Bilyalovich Hubiyev, Anezha Fedorovna Kushhova, Zalina Vladimirovna Shoranova, Al’bina Olegovna Vindijeva


Аннотация


Статья посвящена научному обоснованию философской концепции семьи как формы бытия человека. Она в определенной степени развивает представление об институте семьи, разработанное в теоретической социологии и в социальной педагогике. Особый акцент сделан на обосновании исследовательской парадигмы многомерно-диалектического метода анализа феномена семьи как явление общественное, личностное и специфической общности людей. В статье затрагиваются также вопросы общественной значимости семьи как непреходящего фактора создания основного общественного капитала – человеческой личности. В отличие от концепции предыдущих авторов о преобладании в супружеских отношениях эгоцентризма, игнорируя интересы деторождения, авторы на основе региональных данных отстаивают позицию о преобладании 
в обществе стремления к деторождению.

Концепция философии семьи прослеживается и с аксиологических позиций. Отмечается, что элементы общей культуры: духовность, нравственность, этикет, этические нормы, культура общения, поведения и др. – всегда считались базовыми в бытии семьи. Она сохраняет их через ценности более высокого порядка –отношения супружества – родительства – родства. В статье прослеживается тенденция существенного ослабления этих ценностей, при этом отстаивается неправомерность позиций отдельных авторов о доминирующей роли супружества, подчинении ему интересов родительства и родства. Авторы считают, что утрата семьей функции деторождения в условиях России не является столь очевидной, ценности родительства и родства протекают здесь в условиях устойчивого сохранения нравственных норм и этических принципов. Рассматривается так же диалектика сущности коллективности и индивидуальности в семейном бытии, выявлен приоритет ценности общности над индивидуальными, сугубо личными. Утверждение демократических норм внутренних отношений в целом отражает формулу дихотомии – «традиционализм – модернизм».

Общий вывод состоит в доказательстве плодотворности социально-философской методологии исследования семьи, что выводит философию семьи на уровень самостоятельной отрасли семьеведческих наук.


Ключевые слова


бытие; общность; индивидуальность; детерминант; мотивация; ценность; взаимодействие; детоцентризм; эгоцентризм; концепция семейного бытия

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Буева Л.И. Опасность бездуховности. Женщины за социальную безопасность и устойчивое развитие. М., 1998. С. 10.

Волжина О.И. Семья как социокультурная ценность современного российского общества. М., 2001. С. 27.

Гегель. Пропедевтика // Работы разных лет в двух томах. Т. 2. М., 1973, С. 68.

Гегель. Философия права. Раздел первый. Семья. М., 1990. С. 68.

Голод С.И. Постмодернистская семья и бифуркация социального контроля сексуальности и прокреации // Человек. М., 2004. № 5. С. 152-155.

Жуков В.И. Личность и общество // Личность-семья-общество: социальные проблемы, тенденции, прогнозы. М., 1994. С. 8.

Здравомыслова О.М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации. М., 2003. С. 77.

Митрохин В.И. Содержательная динамика семейных отношений и механизмы институционализации семьи как субъекта гражданского общества // Судьба семьи – судьба Отечества. Материалы Международного конгресса «Российская семья». М., 2005. С. 85.

Соловьев В.Л. Смысл любви. Сочинение. Соч. М., 1988. С. 507.

Тумусов Ф.С. Семья и постиндустриальная цивилизация. // Вопросы философии. 2001,

№ 12. С. 158.

Хубиев Б.Б., Семья как социально-ценностная общность форм бытия человека. Нальчик, 2007. С. 41.

Шимин Н.Д. Семья как общественное явление. Опыт социально-философского анализа. Воронеж, 1989. С. 35.




DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2016-2-18

ISSN 2658-4034

HotLog Яндекс цитирования