Аннотация
Статья посвящена изучению семантики будущего времени на примере эмотивного содержания образа персонажа с различных текстовых позиций и определению их разновидности, где центральное положение занимает абсолютная антропоцентричность текста. Актуальность статьи заключается в том, что в последние десятилетия заметно возрос интерес филологов к вопросам структурно-семантической организации текста, в особенности литературного текста как высшей формы речетворческой деятельности человека. Начало исследованию лингвистической проблемы речи персонажа было положено трудами Бахтина М.М. [2], которые вошли в широкий научный обиход в 70-е годы ХХ века. Далее этой темы касались такие ученые, как В.В.Одинцов [18], М.П. Брандес [6], Р. Брэдфорд [27]. Однако, по нашему мнению, реализации идеи речи персонажа в современной лингвистике уделяется недостаточное внимание. Отметим, что концепция литературного текста ранее традиционно считалась предметом литературоведения и эстетики. Поэтому до недавнего времени лингвистика ограничивалась только интерпретацией стилистического использования в тексте языковых единиц. В настоящее время наблюдается необходимость исследования смысла целого текста как объекта с теоретической позиции антропоцентризма и когнитологии. Результатом такого лингвистического исследования является новое представление о семантической организации текста, которое принципиально изменилось, усложнилось и обогатилось. Вследствие этого текст теперь исследуется как сложная структура, образованная в результате коммуникации между автором и читателем. В рамках статьи автор проводит исследование структурно-стилистического воплощения эмотивных смыслов будущего времени в различных контекстных условиях и создает их типологию путем анализа форм воплощения эмотивных смыслов в тексте. В результате исследования выделены три разновидности эмотивных смыслов будущего, которые различаются на уровне контекста фразы, текстового фрагмента, целостного текста и характером взаимодействия эмотивной лексики будущего и эмотивного содержания всего текста. Автором установлено, что рассмотрение эмотивной лексики будущего отдельно от текста дает частичное представление об эмотивном содержании персонажа. Взаимодействие выделенных автором композиционно-стилистических вариантов контекста в составе целого текста и разновидностей эмотивных смыслов будущего способствует глубинному пониманию всего содержания произведения и обогащает представление читателя об образе персонажа.
Ключевые слова
ЛИНГВИСТИКА; СЕМАНТИКА БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ; СМЫСЛ ТЕКСТА; ОБРАЗ ПЕРСОНАЖА; ЭМОТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Литература
Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика. -М.: Флинта: Наука, 2005. 496 с.
Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. -СПб.: Азбука, 2000. 337 с.
Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. -Л., 1984. С. 33.
Бондарко А.В. Теория функциональной грамматики. -М.: Едиториал УРСС, 2003. 352 с.
Блох М.Я. Теоретические основы грамматики. -М.: Высш. школа, 2002. 120 с.
Брандес М.П. Стилистический анализ. -М.: Высшая школа, 1971. 191 с.
Брэдбери Р. И грянул гром: 100 рассказов//Сборник рассказов. -М.: Эксмо, 2010. 1167 с.
Виноградов В.В. О теории художественной речи. -М.: Высшая школа, 1971. 240 с.
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.: КомКнига, 2007. 144 с.
Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. -М.: Институт русского языка, 2004. 512 с.