СИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ЗВУКО-ЦВЕТООБРАЗЫ В ЯЗЫКЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ КОНТЕКСТОВ Ф.И. ТЮТЧЕВА И А.А. ФЕТА)

N. V. Atamanova


Аннотация


Явление синестезии относится к наиболее интересным языковым феноменам, которое исследуется как в фонологическом, так и лексическом аспектах. Выступая одним из стилеобразующих элементов поэтического текста, лексическая синестезия служит источником образования уникальных синестетических метафорических переносов, реализующих необычные сочетаемостные возможности слов. В данной статье исследуются синестетические перцептивные конструкции, в основе которых лежит соотношение звуковых и цветовых образов, на примере поэтических контекстов величайших мастеров слова Ф.И. Тют-чева и А.А. Фета. Как показало исследование, звуковой модус, превалирующий над зрительным, чаще совмещается с цветовым в одном предмете или явлении. Звук и цвет сопровождают друг друга или вступают в исключающие друг друга отношения. Совмещение звука и цвета в одной реалии трансформирует семантику слова. Звуко-цветовая синестезия способствует созданию индивидуально авторских окказиональных конструкций, является результатом тонкого художественного наблюдения, репрезентирует особенности идиостиля конкретного художника слова и индивидуальной поэтической системы в целом.

Ключевые слова


СИНЕСТЕЗИЯ; ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ОБРАЗЫ; ЛЕКСИЧЕСКАЯ СИНЕСТЕЗИЯ; ЗВУКОВОЙ ОБРАЗ; ЦВЕТОВОЙ ОБРАЗ; МЕЖСЕНСОРНЫЕ АССОЦИАЦИИ; ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ; ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ; ПОЭТИЧЕСКОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ

Литература


Винокур Г.О. О языке художественной литературы/Сост. Т.Г. Винокур. -М.: Высшая школа, 1991.

Журавлев А.П. Звук и смысл. - М.: Просвещение, 1981. 160 с.; Соболева Л.И. Синестезия восприятия и системность лексики // Вестник Белорусского университета. Сер. Филология, журналистика, педагогика, психология. - Минск, 1986. № 1. С. 44-49; Бондарь С.В. Звуковая стилистика: Аспекты фонетического значения: Автореф. дис. … канд. филол. наук. - М., 2001. 31 с.; Виноградова В.Н. Окказионализмы и звукопись // Текст. Интертекст. Культура. Сб. докладов международной научной конференции. - М.: Азбуковник, 2001. С. 533-542; Пискунова С.В. Звуковая организация семантики в поэтическом тексте // VI Державинские чтения. Гуманитарные науки. - Тамбов, 2001. С. 21-24; Мельникова Н.А. Семантика звукового строя в поэзии В. Хлебникова: Живопись посредством звука // Гуманитарное знание. 2002. - Омск, 2002. Вып. 6. С. 176-178; Прокофьева Л.П. Звуко-цветовая ассоциативность в языковой сознании и художественном тексте: универсальный, национальный, индивидуальный аспекты. Автореф. дис. … докт. филол. наук. - Саратов, 2009 и др.

Сатретдинова А.X. Синестезия как основной стилеобразующий элемент поэтического текста серебряного века//Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. -Пенза, 2012. № 27. С. 392-395.

Селиванова Е.А. Синестезия в процессах метафоризации (на материале прозы В.В. Набокова)//Вестник Черкасского национального университета URL: http://bo0k.net/index.php?p=article&id=20854 (дата обращения: 14.01.2011).

Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. -Л.: Советский писатель, 1987. Здесь и далее цитаты из стихотворений Ф.И. Тютчева приводятся по данному сборнику. Номер стихотворения указывается в косых скобках.

Фет А.А. Весенний дождь. Стихотворения. Поэмы. -Тула: Приокское книжное издательство, 1983. Здесь и далее цитаты из стихотворений А.А. Фета приводятся по данному сборнику. Номер страницы указывается в круглых скобках.




DOI: https://doi.org/10.12731/wsd-2014-11.10-3912-3921

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




(c) 2016 В мире научных открытий



ISSN 2658-6649 (print)

ISSN 2658-6657 (online)

HotLog Яндекс цитирования