Скопический режим: социальный и культурный контекст
Аннотация
Проблема феномена визуальности в целом исследуется, как в современной философско-культурологической литературе, отличающейся серьёзной концептуальной нагруженностью, так и в собственно «визуальных исследованиях» (visual studies). В научных сообществах англо-американской академической среды большое внимание уделяется трактовке понятия «визуальная культура» (visual culture). Первый период развития сюжетов, связанных с так называемым «визуальным поворотом», начинается в начале 70-х гг. ХХ в., второй – в 90-ые, когда реконструируются глобальные и национальные особенности этого поворота (С. Альперс, М. Баксандалл, Н. Брайсон , Т. Дж. Кларк, Г. Поллок). В статье анализируются существующие современные методологии визуальных исследований, природа и сущность режима видения (скопического режима); факторы, определяющие эволюцию режимов видения в нашем обществе. Видение в этом контексте трактуется и как акт зрения, и как специфическая дискурсивная конструкция, обнаруживающая связь с культурными практиками индивида и общества. Особое внимание уделяется жизненным практикам общества двадцатых годов; визуальным ресурсам и технологиям, которые в советскую эпоху использовались для презентации зрелища преображенной жизни и структурирования визуального опыта человека. При этом используется методология феноменологического анализа формирования визуального и культурного опыта в целом.
Цель данного исследования – обоснование типологии скопических режимов, выявление структуры скопического режима и насыщенное культурологическое описание режима визуальности, сформировавшегося в 20-ые годы в СССР. Результаты сравнительного исследования могут быть использованы для оценки вклада визуальных исследований в социальное знание, социальную онтологию.
Ключевые слова
Литература
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М.: Искусство, 1996. 239 с.
Вершовский А. У вокзала Сент-Лазар, или Весь Этот Стрит // URL: http://photo-element.ru/philosophy/street/street.html (дата обращения: 7.12.09).
Горных А. Эстетика кино и современность истории (репрезентация Второй мировой войны в советском кинематографе) // Топос. 2007. №2 (16). С. 92–105.
Гройс Б. Искусство утопии. М.: Художественный журнал. 2003. 234 с.
Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф // Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р.Усмановой. Мн.: Пропилеи, 2000. С. 280–296.
Орлова Г. Карты для слепых //URL: http://urokiistorii.ru/2010/20/karty-dlya-slepykh (дата обращения – 10 октября 2012 г.)
Поллок Г. Созерцая историю искусства: видение, позиция и власть // Гендерные исследования. Уч. пособие. Часть 2 (ХЦГИ). СПб.: Алетейя, 2001. С. 718–737.
Усманова А. Репрезентация как присвоение: к проблеме существования Другого в дискурсе // Топос. 2001. №1. С. 50–66.
Якимович Е.Б. Заметки относительно «пристального взгляда» и «взгляда-желания» // Визуальные аспекты культуры: сб. науч. Ст. / Под ред. В.Л. Круткина. Ижевск: Научная книга. 2007. С. 43–61.
Bryson N. Vision and Painting: The Logic of the Gaze. Vale U.P.1983. 189 p.
Garland-Thomson R. Ways of Staring // Journal of Visual Culture. 2006. Vol. 5. № 2. P. 173–192.
Crary J. The Techniques of Observer: On Vision and Modernity in the 19th Century. Cambridge, MA: MIT Press, 1992. 212 p.
Foster H. Vision and Visuality. Seattle: Bay Press, 1988. 135 p.
Mitchell W.J.T. There Are No Visual Media // Journal of Visual Culture, 2005. Vol. 4. № 2. P. 257–266.
Mitchell W.J.T. Showing Seeing: a critique of visual culture // Journal of Visual Culture. 2012. Vol. 1. № 2. P. 165–181.
DOI: https://doi.org/10.12731/wsd-2015-1-16
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2016 В мире научных открытий
ISSN 2658-6649 (print)
ISSN 2658-6657 (online)