СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Natalia Vladimirovna Karpova


Аннотация


Целью представленной статьи является теоретическое обоснование понятия принципиально новыми методологическими средствами познания, обращение к целостному человеку. Такой ракурс изучения проблемы самосознания дает возможность понять, что человек существует в движении, в непрерывном процессе саморазвития, то есть человек меняется под воздействием меняющегося мира, но мир меняется под воздействием человека, так как в значительной степени им и созидается. Новизна представленной работы заключается в том, что впервые представлен анализ понятия духовно-нравственное самосознание с точки зрения богословского и научно-психологического, педагогического подходов. Проведено сравнение в толковании данного понятия в различных научных направлениях. Духовный аспект самосознания представлен, как один из системообразующих компонентов в структуре самосознания. Определены четыре направления поиска психологической природы духовности. Таким образом, статья посвящена анализу современных психолого-педагогических литературных источников по проблеме самосознания и духовно-нравственного самосознания, его структуры и источников становления.

Ключевые слова


самосознание; духовно-нравственное самосознание; структура самосознания; источники становления

Литература


Анисимов О.С. Цели и ценности // Мир психологии. 2008. №4. С. 178–189.

Братусь Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1974. 96 с.

Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология: конспективное рассмотрение. М.: Моск.психол.-соц.ин-т: Флинта, 2000. 88 с.

Гусейнов А.А. Возможно ли глобальное общество без глобального этноса? // Гуманитарная культура как фактор преобразования России. СПб.: ГПУ, 1998. С. 57–59.

Джеймс У. Личность // Психология самосознания: хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2007. С.7–44.

Ежов И.В. Методика исследования духовно-нравственного самосознания личности в педагогической сфере // Мир психологии. 2008. №2. С. 156–167.

Ежов И.В. Сущность и границы «духовного Я» как субъекта духовно-нравственного самосознания личности // Мир психологии. 2008. №3. С. 75–88.

Залевский Г.В. От «демонической» до «биопсихосоционоэтической» модели психического расстройства // Сибирский психол.журн. 2009. №32. С. 57–64.

Залевский Г.В. Фанатизм как проблема духовного здоровья личности и общества. Сообщ.1. Психоисторическая характеристика // Сибирский психол.журн. 2007. №26. С. 66–69.

Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Изд-во МГУ, 1980. 230 с.

Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопр.психологии. 1998. №3. С. 104–115.

Кондратьев В.М. Психология и религия: параллельные проблемно-предметные плоскости // Психология. Журн. высш. шк.экон. 2007. Т.4, №2. С. 65–73.

Лоргус А.В. Психология – с религией или без нее? // Психология. Журн. высш. шк.экон. 2007. Т.4, №2. С. 58–64.

Никитина Н.Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы // Педагогика культуры. 2008. №7.

Пономаренко В.А. С верой в науки о человеке // Психология. Журн. высш. шк.экон. 2007. Т.4. С. 64–74.

Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н. Добро и зло в этической психологии личности. М.: Изд-во Ин-та психол. РАН, 2008. 240 с.

Сагатовский В.Н. Так что же такое духовность? // Шк.духовности. 1998. №2. С. 45–49.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 429 с.

Татенко В.А. Психология в субъектном измерении: монография. Киев: Просвита, 1996. 404 с.

Уилбер К. Никаких границ: Восточные и западные пути личностного роста. М.: АСТ, 2004. 283 с.

Шадриков В.Д. Духовные способности. М.: Магистр, 1996. 102 с.




DOI: https://doi.org/10.12731/wsd-2015-1-31

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




(c) 2016 В мире научных открытий



ISSN 2658-6649 (print)

ISSN 2658-6657 (online)

HotLog Яндекс цитирования