ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА

Raisa Pavlovna Musat


Аннотация


В статье рассматривается роль психологического основания в художественной картине мира и механизмы его отражения в системной модели. Актуальность вопроса обусловлена трансформацией художественных способов и форм в выражении современного искусства. За этим стоят глубинные связи, ведущие к особенностям проявления чувств и мировоззрения человека.

Цель. Установить характер связи художественной картины мира с психологическим содержанием в условиях смены тенденций развития искусства и средств выразительности.

Методы. Применяется ряд подходов: аналитический в сочетании с системным, структурно-функциональным. Они направлены: 1) на сопоставление классической и постнеклассической концепций означимости автора-субъекта в художественном процессе; 2) на выявление средств, способных зафиксировать эмоционально-чувственное содержание в художественной картине мира.

Выявлено, что классическая художественная картина мира фиксирует избирательность видения автора, его эмоционально-оценочное отношение и одновременно объективные психологические черты, присущие определенной ментальной культуре. В ее системной целостности присутствует ряд категорий, способных раскрыть психологические грани искусства. В тоже время тенденции постмодернизма направлены на нивелирование субъект-объектного содержания, соответственно, здесь отсутствуют средства для его передачи.

Выводы. Психологическое основание в художественной картине мира неотъемлемое составляющее, фиксирующее субъект-объектные стороны в культуре. Здесь существует необходимый механизм категорий. Искусство постмодерна лишено целостности. В связи с нивелированием субъект- объектного здесь исключается единство самого конструкта художественной картины мира. Данное сопоставление служит инструментом для дальнейшего исследования и понимания разноплановых художественных процессов.


Ключевые слова


атрибутивные категории; мирочувствование; эмоциональная рефлексия; знаково-символическое выражение; художественное пространство; принципы мировидения; художественная психология; художественный язык

Литература


Кривцун О.А. Художественное творчество и психология. – М., 1991.

Юнг К. Психология и литература URL: http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/yung/6/j1.html (дата обращения 07.07. 2015).

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. – М.: Искусство, 1986. 444 с.

Добровольский Д.О. Образная составляющая в семантике идиом // Вопросы языкознания. 1996. №1. С. 37-48.

Ревзина О.Г. Системно-функциональный подход в лингвистической поэтике // Проблемы структурной лингвистики. 1985-1987. – М., 1989. С. 139-145.

Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и коплексный анализ единиц лексического уровня. – Томск: Изд-во ТГУ, 1992. 312 с.

Можарова А.Т. Один из аспектов анализа творчества в работах Л.С. Выготского / Культурно-историческая психология развития // Материалы первых чтений памяти Л.С. Выготского, Москва, 15-17 ноября 2000 / Под ред. И.А. Петуховой. – М., 2001. 287 c.

Борев Ю.Б. Эстетика. – М., 2002. 501 с.

Постмодернизм: энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2001. 1097 с.

Минеев В.В. Атлас по истории и философии науки: Учебное пособие для студентов вузов. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. 2013. 120 с.

Минеев В.В. В поисках оснований науки: проблема рациональности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2007. № 3.

С. 55-61.




DOI: https://doi.org/10.12731/wsd-2015-7.6-2246-2261

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




(c) 2016 В мире научных открытий



ISSN 2658-6649 (print)

ISSN 2658-6657 (online)

HotLog Яндекс цитирования