ФЕНОМЕН ЦИНИЗМА В НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Sergey Sergeevich Phedulov


Аннотация


В статье рассматривается ряд учений новоевропейской цинической философии, которые ранее не исследовались в данном качестве. Этот ряд начинается с идеолого-политической концепции Н. Макиавелли, в которой даются цинические рекомендации государям, как завоевать власть и как удержать ее в своих руках. В отличие от Макиавелли, который объектом своих рассуждений делает политический цинизм, в работах маркиза де Сада центральным является феномен сексуального цинизма. Показывается, что де Сад цинично выворачивает наизнанку идеалы французской революции и проповедует идеи сексуальной свободы и сексуальных извращений. В философии анархии М. Штирнера речь идет о цинизме отдельного индивида, который в качестве Я объявляет себя творением и творцом мира, превращая последний в свою собственность и присваивая себе всё (вещи, идеи, других индивидов) для собственного потребления. Анализируется и антигуманистический проект Ф. Ницше, отрицающий цивилизацию, культуру и создающий этику любви к дальнему и учение о воле к власти и сверхчеловеке. Автор выделяет такие особенности феномена цинизма как нигилизм, индивидуализм, эгоизм, аморализм, атеизм, человекобожие, антигуманизм, девальвация высших ценностей. Делается вывод об актуальности проблемы цинизма в современной философии.

Ключевые слова


цинизм; нигилизм; индивидуализм; эгоизм; аморализм; антигуманизм

Литература


Бурдо Ж. Властители дум: Пророки силы, добра и красоты. Ренан. Штирнер. Ницше. Толстой. Рёскин. М.: Издательство ЛКИ, 2014. 232 с.

Нахов И.М. Кинизм и цинизм. Отжившее и живое (к истории понятия и слов) // URL: http://www.ec-dejavu.net/c/Cynyc.html#Nahov(дата обращения 23.10.2015).

Слотердайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург: У-Фактория, М.: АСТ МОСКВА, 2009. 800 с.

Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом // Ф. Ницше. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. С. 556–630.

Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Ф. Ницше. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. С. 231–490.

Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Т.II. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1994. 400 с.

Макиавелли Н. Государь. М.: Планета, 1990. 80 с.

Камю А. Литератор // Маркиз де Сад и ХХ век. М.: РИК «Культура», 1992. С. 170–182.

Де Бовуар С. Нужно ли аутодафе? // Маркиз де Сад и ХХ век. М.: РИК «Культура», 1992. С. 133–169.

Бланшо М. Сад // Маркиз де Сад и ХХ век. М.: РИК «Культура», 1992. С. 47–88.

Батай Ж. Сад и обычный человек // Маркиз де Сад и ХХ век. М.: РИК «Культура», 1992. С. 117–132.

Штирнер М. Единственный и его собственность. СПб.: «Светоч», 1909. 542 с.

Курчинский М.А. Апостол эгоизма: Макс Штирнер и его философия анархии. Критический очерк. Изд. 2-е, испр. М.: Издательство ЛКИ, 2007. 264 с.

Ясперс К. Ницше и христианство. М.: «Медиум»,1994. 114 с.

Хайдеггер М. Европейский нигилизм // М. Хайдеггер. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика 1993. С. 63–176.

Делёз Ж. Ницше. СПб.: Аксиома, Кольна, 1997. 186 с.

Ницше Ф. Так говорил Зарaтустра // Ф. Ницше. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. С. 5–237.

Hanasz W. Beetween egoism and the common good: Niccolo Machiavelli`s model of the political agent // Bowling Green State University, 2001, Ph.D.

Luhmann N. Politicians, honesty and the higher amorality of politics // Theory, culture and society, Sage Publications, 1994, vol.11. no.2. Рp. 25–36.

Milo Ronald D. Amorality // Mind. Oxford University Press, 1983, vol. XCII. no. 368. Р. 481.

Mysterud I. Egoism and altruism // Trends in ecology evolution, Elsevier Science Publishing company INC, 1998, vol. 13. no.11. Р. 467.

Mercer M. In defense of Weak psychological egoism // ERKENNTNIS, Springer Science+Business Media B.V., Formerly Kluwer Academic Publishers B.V., 2001,vol.55. no. 2. Рp. 217–237.




DOI: https://doi.org/10.12731/wsd-2015-11.7-2662-2674

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




(c) 2016 В мире научных открытий



ISSN 2658-6649 (print)

ISSN 2658-6657 (online)

HotLog Яндекс цитирования