РЕВОЛЮЦИОННЫЕ КРЕСТИНЫ КАК ФЕНОМЕН СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ 1920-х гг. (по материалам прессы Башкирии)
Аннотация
Целью статьи является анализ сведений о «революционных крестинах», которые практиковались в послереволюционный период в Башкирии, как и в других регионах России, они были направлены на формирование советской обрядности взамен традиционной.
Метод и методология проведения работы. Историко-сравнительный анализ позволяет выявить последствия политики молодой советской власти по внедрению новой обрядности. Комплексный анализ – изучить революционные крестины вкупе с другими обычаями того времени как череду общественно-политических мероприятий, направленных на унификацию этнических и конфессиональных обычаев, формирование советской общности и советской культуры.
Источниками для изучения революционных обрядов в Башкирии стали публикации в газетах «Власть труда» и «Красная Башкирия». (В архивных документах упоминания единичны.)
Результаты. Выявлено, что новый обычай назывался также «новые крестины», «коммунистические крестины», «красные крестины», «октябрины», «звездины», «крестины по-красному». Он представлял собой (наряду с красной свадьбой, комсомольским рождеством, комсомольским курбан-байрам и другими праздниками того времени) общественно-политическое мероприятие – собрание работников и (или) членов партии, комсомола, профсоюза, женсовета, других общественных организаций с лекциями о новом быте, задачах молодежи, вреде религии. На торжестве чествовались молодые родители, а новорожденный до совершеннолетия получал «культурное шефство» и «идейное воспитание». Революционные крестины (как и другие новые праздники) в Башкирии стали проводиться осенью 1923 года, постепенно внедряясь в быт разных народов (русские, башкиры, татары, чуваши и др.), расширяя ареалы распространения (кантоны республики). Во второй половине 1920-х гг. прессой они перестают пропагандироваться в силу смены политического курса страны.
Область применения результатов – в образовательном процессе и научно-исследовательской работе.
Ключевые слова
Полный текст:
>PDFЛитература
Galieva F.G. Antireligioznye prazdniki v Bashkirii v 1923 g [Antireligious holidays in Bashkiria in 1923]. Questions of History, 2017, no.6, pp. 146–153.
Derevnya oktyabrit (S. Bizhbulyak) [The village of Octobrist (S. Bizhbulyak)]. The Power of labor, 1924, August 7.
Krasnye krestiny [The Red Krestins]. The Power of labor, 1924, March 6.
Krasnye krestiny [The Red Krestins]. The Power of labor, 1924, July 6.
Novyy byt. (S. Bizhbulyak) [A new way of life. (S. Bizhbulyak)]. The Power of labor, 1924, August 5.
Oktyabriny v glukhom Zilaire [Octobryns in the Deaf of Zilair]. The Power of labor, 1924, November 16.
A.S. Oboydemsya i bez mully [We will manage without the mullah]. The Power of labor, 1924, December 27.
Araslan. Mull ne nuzhno [Mull does not need]. The Power of labor, 1924, February 21.
B.P. Prazdnovanie 5-letiya Davlekanovskoy organizacii RKP [Celebrating the 5th anniversary of the Davlekanovsk organization of the RCP]. The Power of labor, 1924, January 11.
Ved. I. Nuzhny li «oktyabriny?» (Iz statey, postupivshikh v redakciyu po etomu voprosu) [Do you need “Octobrists?” (From the articles received by the editors on this issue)]. The Power of labor, 1924, February 5.
Vsesoyuznaya perepis’ naseleniya 1926 goda [All-Union Population Census of 1926]. Moscow, 1928. V. 4, pp. 310–310.
G. Sh. Pervye oktyabriny v Tok-Churane [The first octobrys in Tok-Churan]. The Power of labor, 1924, September 26.
Gulf. I u nas pochin [And we have an initiative]. The Power of labor, 1924, August 16.
Zh-n. Krasnye «krestiny» [Red “christening”]. The Power of labor, 1924, January 12.
Iv. Nedolin. Nuzhny li oktyabriny [Do you need Octobras]. The Power of labor, 1924, February 20.
Mikhail Kornev. Provodyat novyy byt [They conduct a new life]. The Power of labor, 1924, June 29.
L.V. Zachatki novogo byta [The beginnings of a new life]. The Power of labor, 1924, January 6.
L-v N. Novye krestiny [New baptisms]. The Power of labor, 1924, January 3.
Natsional’nyi arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archive of the Republic of Bashkortostan]. Fund 122, Inventory 2, Case 138.
Otovsyudu (Iz krestyanskikh pisem) [From everywhere (From peasant letters)]. Red Bashkiria, 1925, March 10.
P.I. K novomu bytu. Lenina Mestkomovskaya [To a new way of life. Lenin Mestkomovskaya]. The Power of labor, 1924, February 16.
P.I. Krasnye krestiny [Krasnye krestiny]. The Power of labor, 1924, January 16.
P.I. Eto chto za shtuka? Razreshenie VIKa na … kreschenie [What is this thing? The resolution of the VIC on ... baptism]. The Power of labor, 1924, January 10.
Put. Novyy chlen nashey semi. (U sluzhaschikh Bashtorga) [A new member of our family. (Employees of Bashtorg)]. The Power of labor, 1924, October 5.
S.T. Krasnaya nov v derevne. Oktyabriny na sele. (Selo Topornino, Uf. kanton) [Red novelty in the village. Octobryns in the village. (Village of Topornino, Ufa Canton)]. The Power of labor, 1924, September 19.
Titov. Novyy chlen nashey semi (Lesozavod «Krasnyy Derevo otdelochnik) [A new member of our family (Lesozavod “Red Tree Finisher)]. The Power of labor, 1924, April 5.
Trotsky L. Semya i obryady [Family and Rites]. The Power of labor, 1923, July 11.
Ch-ov A. Oktyabriny (Arkhangelsk) [Oktyabriny (Arkhangelsk)]. The Power of labor, 1924, July 18.
Shnyira Iv. Zaoktyabrilis [Zaoktjabrilis]. Red Bashkiria, 1925, March 22.
DOI: https://doi.org/10.12731/2077-1770-2018-1-26-41
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
ISSN 2077-1770 (print)
ISSN 2218-7405 (online)