АКТУАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ КОНЦЕПТА GOTT В НЕМЕЦКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА
Аннотация
Цель. Предметом исследования выступает лингвокультурное содержание концепта Gott (бог) в немецком языке. Бог представляет собой высшую ценность для религиозного человека. Концепт Gott относится к фундаментальным концептам, определяющим сознание человека, и через изучение языковых средств, его репрезентирующих, позволяет реконструировать картину мира народа. В немецком языке, как и во многих других, исследуемый концепт широко представлен в лексико-фразеологическом фонде и паремиях, которые в концентрированной форме отражают ценностные ориентации, мировидение, картину мира общества. Авторы ставят целью смоделировать концепт Gott в немецком языке на основе лингвокогнитивного анализа, раскрыть национальную языковую картину мира.
Метод или методология проведения работы. Основными методами исследования являются концептуальный анализ, который опирается на лексикографический и семантический анализ, а также свободный лингвистический ассоциативный эксперимент и метод сплошной выборки. До сих пор данный концепт немецкой лингвокультуры не подвергался комплексному всестороннему описанию, основанному на понятийных и ценностных характеристиках.
Результаты. Результаты исследования заключаются во всестороннем анализе трех основных составляющих концепта Gott: понятийной, образно-перцептивной и ценностной характеристик. На основе проведенного исследования была смоделирована структура концепта Gott в немецкой языковой картине мира, были выделены следующие концептуальные признаки: всемогущий, всезнающий, создатель, судья, достойный восхваления и др.
Область применения результатов. Результаты исследования послужат вкладом в когнитивные исследования языка, описание концептов, изучение национальной языковой картины мира, а также сопоставительное изучение языков и концептов, фразеологии и паремиологии.
Ключевые слова
Полный текст:
>PDFЛитература
Arutyunova N.D. Jazyk i mir cheloveka [Language and the World of Man]. 2-nd ed. Мoscow: Yazyki russkoi kultury [Languages of Russian culture], 1999. 896 p.
Bazarova L.V. Kontsept «Bog» vo frazeologicheskikh edinitsakh angliiskogo, russkogo, tatarskogo i turetskogo iazykov [Concept “God” in Phraseological Units of English, Russian, Tatar and Turkish Languages]. Diss. … k.f.n. Kazan’, 2011. 268 p.
Belova D.A. Koncept «BOG/GOTT» v paremiologicheskoj kartine mira (na materiale poslovic i pogovorok) [The Concept “GOD / GOTT” in the Paremiological Picture of the World (Based on Proverbs and Sayings)]. Lichnost’ i obshhestvo: problemy vzaimodejstvija. Materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Personality and society: problems of interaction. Proceedings of the VIII International Scientific and Practical Conference]. Chelyabinsk: Publishing house “Monograph”, 2015: 215–218.
Binovich L.E. Nemetsko-russkii frazeologicheskii slovar’ [German-Russian Phraseological Dictionary]. M.: Akvarium, 1995, 768 p.
Eliseeva O.V. Kognitivnyi aspekt simvolicheskogo komponenta v strukture kontseptov bog i d’iavol v russkoi, frantsuzskoi i angliiskoi lingvokul’turakh [The Cognitive Aspect of the Symbolic Component in the Structure of the Concepts of God and Devil in Russian, French and English Linguocultures]. Diss. … k.f.n. Ul’ianovsk, 2008, 151 p.
Kal’kova O.K. Bog v russkoj jazykovoj kartine mira (osnovnye komponenty) [God in the Russian Language Picture of the World (Main Components)] Vestnik TsMO. МGU, 2009. № 1. Lingvokul’turologija: 89–91.
Karasik V.I., Slyshkin G.G. Lingvokul’turnyj koncept kak edinica issledovanija [Linguocultural Concept as a Unit of Study]. Metodologicheskie problemy kognitivnoj lingvistiki [Methodological problems of cognitive linguistics]. Voronezh, 2001: 75–80.
Kremshokalova M.Ch. Cennostnyj koncept «Bog» v zhanrovoj kartine mira blagopozhelanij i prokljatij [The Value Concept “God” in the Genre Picture of the World of Good Wishes and Curses]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2014. № 4: 110.
Morozov Е.А. Duhovnye cennosti: problema vzaimootnoshenij cerkvi i gorozhan na rubezhe XX–XXI vv. (na primere Hrama Voznesenija Gospodnja g. Magnitogorska) [Spiritual Values: the Problem of the Relationship between the Church and the Townspeople at the Turn of the 20th-21st Centuries (on the Example of the Temple of the Ascension of the Lord, Magnitogorsk)]. Traditsionnye natsional’no-kul’turnye i dukhovnye tsennosti kak fundament innovatsionnogo razvitiia Rossii [Traditional national cultural and spiritual values as the foundation of the innovative development of Russia]. Magnitogorsk: MSTU, 2017. № 2 (12): 23–26.
Morozov Е.А., Urazayeva N.R. Reprezentatsiia sovremennykh tsennostei religioznogo obshchestva [Representation of Contemporary Values of Religious Society]. Monograph (e-edition). Magnitogorsk: MSTU, 2017. http://catalog.inforeg.ru/Inet/GetEzineByID/316119
Nurullina A.G. Koncepty «Bog», «d’javol», «nebo», «dusha» v religioznoj kartine mira [Concepts “God”, “Devil”, “Heaven”, “Soul” in the Religious Picture of the World]. Lingua mobilis. 2011. № 5: 64–72.
Pavlova D.D. Leksiko-semanticheskoe pole koncepta «Bog» i jazykovye sredstva ego realizacii v romane R.A. Anaji «Blagoslovi, Ul’tima!» [The Lexico-semantic Field of the Concept “God” and the Linguistic Means of its Realization in the Novel Bless me, Ultima by R. Anaya]. Aktual’nye voprosy filologicheskikh nauk: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. [Actual problems of philological sciences: materials of the II Intern. scientific conf. (Chita, July 2013)]. Chita: Molodoi uchenyi, 2013, pp. 39-44. https://moluch.ru/conf/phil/archive/80/4130/ (accessed February 02, 2018).
Salekh M. Lingvo-kognitivnyj analiz koncepta «Bog» v tvorchestve F.M. Dostoevskogo – popytka lingvista k ponimaniju mirovozzrenija velikogo pisatelja – filosofa na primere ego shedevra «Brat’ja Karamazovy» [Linguistic-cognitive Analysis of the Concept “God” in the Works of F.M. Dostoevsky – a Linguistic to Understand the Worldview of the Great Writer and Philosopher on the Example of his Masterpiece “The Brothers Karamazov”]. Sovremennaia nauka: aktual’nye problemy teorii i praktiki. Seriia «Gumanitarnye nauki». Мoscow, 2016 (September): http://www.vipstd.ru/index.php/серия-гуманитарные-науки/серия-гуманитарные-науки-2016/гуманитарные-науки-2016-сентябрь/848-hum-19 (accessed January 23, 2018).
Stepanov Iu.S. Konstanty: slovar’ russkoj kul’tury [Constants: Dictionary of the Russian Culture]. Moscow: Akademicheskij proekt. 2004, 992 p.
Urazayeva N.R. Cennostnye dominanty molitvennyh tekstov (na materiale nemeckojazychnyh protestantskih molitvennyh tekstov) [The Value Dominants of Prayer Texts (on the Basis of German-language Protestant Prayer Texts)]. Iskusstvo Germanii v Rossii [Art of Germany in Russia]. Magnitogorsk: МaSU, 2012: 250–256.
Shchemelinina I.N. Koncept BOG v sochinenii G. Kotoshihina «O Rossii v carstvovanie Alekseja Mihajlovicha» [The Concept of God in the Work of G. Kotoshikhin “On Russia in the reign of Alexei Mikhailovich”]. 2015. № 6: 55–62.
Das Wortauskunftssystem zur deutschen Sprache in Geschichte und Gegenwart (DWDS). https://www.dwds.de (accessed December 20, 2017).
Deutsches Wörterbuch von Jacob Grimm und Wilhelm Grimm (DWB) URL: http://woerterbuchnetz.de/cgi-bin/WBNetz/wbgui_py?sigle=DWB (дата обращения: 20.12.2017).
Duden. Etymologie. Herkunftswörterbuch der Sprache. Mannheim: Bibliographisches Institut AG, 1963. 816 p.
Duden. https://www.duden.de/rechtschreibung/Gott (accessed December 17, 2017).
Kluge F. Etymologie. Herkunftswörterbuch der deutschen Sprache. Berlin / New York: Walter de Gruyter, 2002. 1023 p.
PONS. Deutsche Idiomatik: die deutschen Redewendungen im Kontext. Stuttgart, Dresden: Ernst Klett Verlag für Wissen und Bildung, 1993. 1037 S.
PONS. Synonymwörterbuch der deutschen Redensarten. Stuttgart, Dresden: Ernst Klett Verlag für Wissen und Bildung, 1992. 428 p.
Wahrig. Großwörterbuch Deutsch als Fremdsprache. Berlin: Gütersloh/München, und Cornelsen Verlag GmbH & Со OHG, 2008. 1728 p.
DOI: https://doi.org/10.12731/2077-1770-2018-4-3-127-146
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
ISSN 2077-1770 (print)
ISSN 2218-7405 (online)