МИФ О ВЕЛИКОМ ГРЕШНИКЕ В РОМАНАХ Д.И. СТАХЕЕВА «СТУДЕНТЫ» И «НЕУГАСАЮЩИЙ СВЕТ»
Аннотация
Цель настоящего исследования заключается в анализе сюжетов романов Д.И. Стахеева «Студенты» и «Неугасающий свет» на предмет их соответствие богословской триаде «грех – покаяние – спасение».
Научная новизна исследования заключается в том, что произведения Д.И. Стахеева впервые рассматриваются с точки зрения наличия в них мифа о великом грешнике.
Методы исследования. Для достижения цели были применены следующие теоретические методы исследования: анализ философской, психологической, социологической литературы по теме исследования, а также художественных произведений русской литературы ХIХ в; синтез для изучения передового философского, литературоведческого опыта рассмотрения мифа о великом грешнике, приобретения углубленного представления о богословской триаде и получения цельной картины изучаемого процесса; абстрагирование при изучении влияния мифа о великом грешнике на эволюцию героев в романах Д.И. Стахеева; опора на культурно-исторический метод при интерпретации художественных произведений; социокультурный при рассмотрении мифа о великом грешнике в более широком ракурсе с использованием литературного контекста; применение типологического подход позволяет констатировать типологическую общность героев, наделённых признаками богословской триады.
Результаты исследования. Рассматриваемый в статье феномен представляет собой явление более высокого порядка, некий «сверхсюжет», в который могут легко вписаться самые разнообразные сюжеты, удовлетворяющие единственному требованию: потенциальному соответствию богословской триаде «грех – покаяние – спасение» [5]. В произведениях Д.И. Стахеева не все грешники, подобно А.П. Размашилову («Неугасающий свет»), С.С. Голубеву («Студенты»), реализуют архитепическую богословскую триаду. Так, в романе «Неугасающий свет» лишён покаяния и спасения П.П. Подберезин, а в романе «Студенты» – К.А. Ястребинский. Таким образом, можно констатировать появление новых типов героев-грешников.
Область применения результатов. Полученные в процессе исследования данные могут быть использованы при дальнейшем освещении вопроса о соответствии тех или иных произведений богословской триаде «грех – покаяние – спасение»; при разработке конспектов уроков и факультативных занятий, как по творчеству Д.И. Стахеева, так и других деятелей литературы в школе; при разработке лекций и практических задания по дисциплинам «Литературное краеведение» или «Регионоведение» в вузе.
Ключевые слова
Полный текст:
>PDFЛитература
Bakhtin M.M. Voprosy literatury i jestetiki [Questions of literature and aesthetics]. Moscow: Hudozhestvennaja literatura, 1975. 504 p.
Bakhtin M.M. Jepos i roman [Epic and novel]. St. Petersburg: Azbuka, 2000. 304 p.
Valeyev N.M. Dmitriy Stakheyev. Tvorcheskiy put’ pisatelya [Dmitry Stakheyev. Creative path of the write]: Monografiya / Predisl. akad. M. Khasanova. Kazan: Akademiya nauk Tatarstana, 1995. 176 р.
Dostoyevskiy F.M. Sobraniye sochineniy v 15-ti tomakh [Collected works in 15 volumes]. Leningrad: «Nauka». T. 5. 1988–1991.351 р.
Klimova M.N. K voprosu o proiskhozhdenii mifa o velikom greshnike v russkoy literature [To the question of the origin of the myth of the great sinner in Russian literature] Syuzhetno-motivnyye kompleksy russkoy literatury. Novosibirsk, 2012, рр. 16–26.
Lotman Yu.M. Syuzhetnoye prostranstvo russkogo romana XIX stoletiya. V shkole poeticheskogo slova: Pushkin. Lermontov. Gogol [The plot space of the Russian novel of the XIX century. At the school of poetic words: Pushkin. Lermontov. Gogol]. M.: Prosveshcheniye, 1988. 352 р.
Muzhskiye imena. Znacheniye proiskhozhdeniya imeni Sever’yan [Men’s names. The meaning of the origin of the name Severyan]. URL: http://www.imenator.ru/mujskie/imena/severyan
Nazirov R.G. Traditsii Pushkina i Gogolya v russkoy literature: Sravnitel’naya istoriya fabul [Traditions of Pushkin and Gogol in Russian literature: Comparative history of plots.]. Dis. … d-ra filol. nauk v vide nauch. doklada. Yekaterinburg, 1995. 46 p.
Stakheyev D.I. Pustynnozhitel‘ [Hermit]. Izbrannyye proizvedeniya. Krasnodar: Ekoinvest, 2015. 284 p.
Stakheyev D.I. Sobraniye sochineniy v KHII. t. T. IKH. «Studenty» [Collected Works in XII. T. T. IX. Students]. SPb.: Gostinyy Dvor, 18, Moscow, Kuznetskiy Most, 12, 1903. 341 p.
Ramazanova L.M., Bozhkova G.N. Mif o velikom greshnike v poeme M.I. Tsvetayevoy «Charodey» [The myth of the great sinner” in the poem of M.I. Tsvetaeva The Wizard] Filologicheskiye nauki. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2016, no 4(58): v 3-kh ch. Ch. 1, pp. 33–35.
Ramazanova L.M, Bozhkova G.N. Transformatsiya mifa o velikom greshnike v poemakh M.I. Tsvetayevoy «Charodey», «Tsar’-Devitsa», «Yegorushka» [The transformation of the myth of the great sinner in the poems of M.I. Tsvetaeva The Wizard, Tsar Maiden, Egorushka]. Nauchno-prakticheskiy elektronnyy zhurnal Alleya Nauki, no 8. 2017. pp. 409–424. URL: https://www.alley-science.ru/domains_data/files/Collection_of_journals/Vypusk%20Aprel%20_8(2_)
Saushkina A.I., Ramazanova L.M., Bozhkova G.N. Poroki i nedugi v poeme M.I. Tsvetayevoy «Tsar’-Devitsa» [Vices and ailments in the poem of M.I. Tsvetaeva Tsar Maiden]. Filologicheskiye nauki. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2017, no 10(76): v 2-kh ch. Ch. 1, pp. 51–55.
Tayna imon, znacheniye familiy. Znacheniye proiskhozhdeniya familii Golubev [Secret of names, meaning of surnames. The meaning of the origin of the surname Golubev]. URL: http://names.neolove.ru/last_names/3/go/golubev.html
Tolstoy L.N. Voskreseniye [Resurrection]. Moscow: AST, Tranzitkniga, 2006. 255 p.
DOI: https://doi.org/10.12731/2077-1770-2020-4-205-222
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
ISSN 2077-1770 (print)
ISSN 2218-7405 (online)