ЯЗЫЧЕСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ПАМЯТЬ АНТИЧНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Аннотация
Целью предлагаемой вниманию статьи является освещение сущности языческой религиозной памяти, основания которой сформулированы М. Хальбваксом. Коллективные представления, по Л. Леви-Брюлю, неосознанно передаются из поколения в поколение и являются в то же время продуктом веры. Религиозная память предполагает работу с воспоминаниями, что подтверждается историей, всецело проникнутой религиозными идеями. В статье анализируется классификация процессов, связанных с сохранением языческого религиозного прошлого народов античности, среди которых – взаимопроникновение религий, компромисс нового со старым, что связано с поминовением умерших (memoria, коммеморация), возрождение древних религий и др.
Ключевые слова
Полный текст:
>PDFЛитература
Аникин Д.А. Пространство социальной памяти: автореф. дис. … канд. филос. наук. Саратов, 2008. 24 с.
Арнаутова Ю.Е. MEMORIA: «Тотальный социальный феномен» и объект исследования // Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени / Отв. ред. Л.П. Репина. М.: Кругъ, 2003. С. 19–37.
Арнаутова Ю.Е. От Memoria к «истории памяти» // Одиссей: Человек в истории. М., 2003(а). С. 170–198.
Арнаутова Ю.Е. Культура воспоминания и история памяти // История и память. М.: Кругъ, 2006. С. 47–56.
Ассман Я. Культурная память: Письмо и память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004. 368 с.
Бикбов А.Т. Метод и актуальность М. Хальбвакса // М. Хальбвакс. Социальные классы и морфология. М. - СПб.: ИЭС-Алетейя, 2000. С. 463–505.
Брагина Н.Г. Память в языке и культуре. М.: Яз. слав. культур, 2007.
Высокова В.В. Память как исторический феномен. URL: http://elar.urfu. ru/bitstream/10995/22784/1/ iurg-2008-59-31.pdf (дата обращения: 25.11.2015).
Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Берн, 1912.
Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: Тотемическая система в Австралии // Мистика. Религия. Наука. М., 2011. С. 175–231.
Егорова Т.В., Горшкова Е.С. Социально-педагогические и психолодические условия социальной идентификации молодежи // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 1 (21). С. 166–174.
Емельянова Т.П. Социальное представление как инструмент коллективной памяти (на примере воспоминаний о Великой Отечественной войне) // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 4. С. 56–66.
Зелинский Ф.Ф. Сказочная древность Эллады. М.: Моск. рабочий, 1993.
Зенкин С.Н. Морис Хальбвакс и современные гуманитарные науки // Хальбвакс M. Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство,2007. С. 7–24.
Козолупенко Д.П. Мифопоэтическое мировосприятие. М., 2009. 432 с.
Колягина Н. Морис Хальбвакс. Социальные рамки памяти. URL: http://www.urokiistorii.ru/media/book/halbwachs (дата обращения: 25.11.2015).
Леви-Брюль Л. Первобытное мышление / Пер. с франц. / Под ред. В.К. Никольского и А.В. Киссина. М.: Атеист, 1930. 339 с.
Мегилл А. Историческая эпистемология / Пер. Кукарцевой М., Катаева В., Тимонина В.М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2007. 480 с.
Мосс М. Опыт о даре: Форма и основание обмена в архаических обществах // Общества. Обмен. Личность. М.: КДУ, 2011. С. 134–285.
Обухов К.Н. Идентификация социального в пространственно-географических структурах «обществ» // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 1 (13). С. 28–33.
Рикёр П. Память, история, забвение. М.: Изд-во гуман. лит., 2004. 728 с.
Романовская Е.В. Феномен памяти: между историей и традицией // Философия и общество. № 1. 2010. С. 98–109.
Серов Н.В. Мировая иконика религий // Современные исследования социальных проблем. 2014. № 4.1 (20). С. 463–495.
Стаф И. Чужая память? (Ирина Стаф о книге М. Хальбвакса). URL: http://novizdat.livejournal. com/102250. html (дата обращения: 25.11.2015).
Федорченко Е.Р. Общество как совокупность социальных практик: теоретико-методологический анализ // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 2 (22). С. 5–13.
Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М.: Новое изд-во, 2007. 348 с.
Шестеркина Н.В. Сущность религиозных верований как часть духовной культуры // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 4 (24). С. 219–243.
Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 1999. 448 с.
Gedächtnis, das Gemeinschft stiftet: Schriftenreihe der Katholischen Akademie der Erzdiözese Freiburg / Hg. v. K. Schmid. München–Zürich, 1985. 107 S.
Halbwachs M. La mémoire collective. Paris: Les Presses universitairees de France, 1967. 229 p.
Mauss M. Essai sur le don: Forme et raison de l’échange dans les sociétés archaïques // L’Année Sociologique. Nouvelle série, 1. P., 1925, рр. 30–186.
Namer G. Postfache // Halbwachs M. Les cadres sociaux de la mémoire. Paris: Albin Michel, 1994.
Oexle O.G. Memoria und Memorialüberlieferung im früheren Mittelalter // Frühmittelalterliche Studien. 10. 1976. S. 70–95.
Oexle O.G. Die Gegenwart der Toten // Death in the Middle Age (Mediaevalia Lovaniensia. Ser. 1, St. 9). Leuven, 1983, рр. 19–77.
Paez D., Basade N., Gonzales J. Social processes and collective memory: a cross-cultural approach to remembering political events // Collective memory of political events. Mahwah (N.J.): Lowrence Erlbaum Associates, 1997, рр. 147–174.
Piganiol A. Essai sur l’origine de Rome. Paris: Ed. de Boccard, 1917. 110 p.
Ridgeway W. Early Age of Greece. v. 1. London, 1901. 710 p.
Rimé B. How Individual Emotional Episodes Feed Collective Memory / B. Rimé, V. Christophe // Collective memory of political events: Social psychological perspectives. Mahwah (N.J.): Lowrence Erlbaum Associates, 1997, рр. 131–146.
Schmid K., Wollasch J. Die Gemeinschaft der Lebenden und Verstorbenen in Zeugnissen des Mittelalters // Frühmittelalterliche Studien: Jahrbuch des Instituts für Frühmittelalterforschung der Universität Münster. 1967. Bd. 1. S. 365–405.
Tellenbach G. Der Liber memorialis von Remiremont: Zur kirchlichen Erforschung und zum Quellenwert liturgischen Gedenkbücher // Deutsches Archiv für Erforschung des Mittelalters. 1969. Hft. 25. S. 64–110.
Usener H. Götternamen. Bonn: Verlag von Friedrich Kohen, 1896. 391 S.
Warburg A.М. Ausgewählte Schriften und Würdigungen / Hg. v. D. Wuttke. 3. Aufl. Baden-Baden, 1992. 263 S.
DOI: https://doi.org/10.12731/2077-1770-2016-3-1-186-208
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
ISSN 2077-1770 (print)
ISSN 2218-7405 (online)