ПОДГОТОВКА ВОКАЛИСТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Eleonora Aleksandrovna Kurulenko, Kseniya Gennadyevna Plaksina


Аннотация


Музыкальная педагогика имеет глубокие исторические традиции и является динамически развивающейся отраслью знаний. Исторический контекст позволяет увидеть все особенности и сложности «нелегкого исторического пути» профессиональной подготовки вокалиста, предусмотреть в этой подготовке формы и методы, накопленные столетиями существования музыкального искусства.

Цель данного исследования заключается в нахождении места истокам и детерминантам подготовки вокалистов в их современной профессиональной подготовке к сценическому исполнению.

Результаты. В статье показана эволюция вокальной педагогики, которая проходила в условиях поиска баланса между эмоционально-художественной и виртуозно-технической составляющими вокального искусства, что ярко проявляется в генезисе разных музыкальных стилей. Рассматриваются основные направления современной музыкальной педагогики вокала: общетеоретические основы обучения вокалистов-исполнителей; содержание профессиональной подготовки вокалистов; педагогические средства профессиональной подготовки вокалистов; психологическая подготовка вокалистов. Русская вокальная школа в истории развития педагогики вокала предстает как школа наиболее ориентированная на поиск единства и гармонизации музыкально-технического и эмоционально-образного аспектов исполнения.

Практическая значимость. Авторская методика формирования способностей к джазовой импровизации, подготовленная на основании исторического анализа и опытно-экспериментальной работы, может использоваться при подготовке будущих специалистов для социокультурной сферы в других вузах творческого профиля.


Ключевые слова


музыкальная педагогика; вокалист-исполнитель; вокальное исполнительское мастерство; профессиональная подготовка вокалистов

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Azarov L.G. Vocal skill. http://dspace.ltsu.org/jspui/handle/123456789/1684 (reference date: 20/12/2017).

Aliev I. Yu. Teoretiko-metodologicheskie osnovy professional’noj deyatel’nosti pedagoga-vokalista [Teoretiko-methodological bases of professional activity of the teacher-vocalist]: Moscow, 2003.

Arutyunova A.B. Professional’nye aspekty podgotovki ehstradnyh ispolnitelej (vokalistov) [Professional aspects of the preparation of variety performers (vocalists)]. Izvestiya VGPU. 2011. №8, pp. 94–98.

Bagadurov V.A. Ocherki po istorii vokal’noy pedagogiki [Essays on the history of vocal pedagogy]. M.: Muzgiz, 1956.

Varlamov A.E. Polnaya shkola peniya [Full school of singing]. M.: Planeta muzyki, 2008.

Gozenpud A.A. Muzykal’nyy teatr v Rossii [Musical theater in Russia]. L.: Muzgiz, 1959.

Gudzovskaya A.A., Nikitina T.A.Psixologicheskie aspekty` gotovnosti k professional`noj deyatel`nost [Psychological aspects of readiness for professional activity: a monograph of the team of authors]. Samara: Samara State Academy of State and Municipal Administration, 2011.

Lomakin G.Ya. Kratkaya metoda peniya [Brief method of singing]. St. Petersburg: Yurgenson, 1978.

Nagaeva I.A. Pedagogical design and pedagogical projection: problems and prospects. Informatization and communication. 2012. № 4, pp. 61–64 (in Russian).

Plaksina K.G. Modern instructional design of the vocalist’s professional training. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2018. No. 2, pp. 87–90 (in Russian).

Polyansky K.A. Actual problems of professional becoming of the singer-actor. Pedagogy of art. 2012. No 1, pp. 222–228 (in Russian).

Rogacheva M.A. Russkaya vokal’naya shkola kak fenomen kul’turnogo sinteza: XVI – pervaya polovina XIX veka [Russian vocal school as a phenomenon of cultural synthesis: XVI – first half of the XIX century]. Sovremennye aspekty khudozhestvennogo sin-teza v muzykal’nom iskusstve. Rostov na Donu, 2009, pp. 301–310.

Rudneva T.I., Levchenko V.V., Solovova N.V., Strekalova N.B. Metodologicheskie podhody k issledovaniyu problem v oblasti professional’noj pedagogiki. [Methodological approaches to research problems in the field of professional pedagogy]. Samar. gos. un-t. Samara: Izd-vo «Samar. un-t», 2013.

Khoffmann A.E. Fenomen bel’kanto pervoy poloviny XIX veka: kompozitorskoe tvorchestvo, ispolnitel’skoe iskusstvo i vokal’naya pedagogika [The phenomenon of bel canto of the first half of the XIX century: composer creativity, performing arts and vocal pedagogy]: Dis. ... k-ta iskusstv. nauk. Moscow, 2008.

Ball Ph. Musicians’ appearances matter more than their sound. Nature. doi: 10.1038/nature.2013.13572.

Gagné F. Transforming gifts into talents: the DMGT as a developmental theory. High ability studies. 2004. No. 2 (15). doi: 10.1080/1359813042000314682

Merrill M.D., Drake L., Lacy M.J., Pratt J., & ID2_Research_Group. (1996). Reclaiming instructional design. Educational Technology, 36(5), pp. 5–7.




DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2018-9-93-106

(c) 2018 Eleonora Aleksandrovna Kurulenko, Kseniya Gennadyevna Plaksina

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0

ISSN 2658-4034

HotLog Яндекс цитирования