ПЕЙЗАЖНЫЙ ЖАНР В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Aleksey Grigorevich Paramonov, Ivan Aleksandrovich Bashkatov, Svetlana Olegovna Alekseeva


Аннотация


Введение. Живопись является одной из ведущих специальных дисциплин. Жанр пейзажного изображения служит прекрасной платформой для экспериментов в живописи. В процессе пленэрной работы студентами приобретаются наибольшее количество профессиональных навыков в освоении живописного изображения. Выход на природу, любование ею непременно наполняет живопись сердечной теплотой и обаянием, что переходит и в практику изображения натюрморта, портрета, а также в построение сложной композиции, включая и живопись в условиях учебной аудитории. Преобразования, происходящие в системе художественно-педагогического образования, приводят к сокращению часов, отводимых на пленэрную работу, минимизируя контакт студента с преподавателем. В связи с этим возрастает значение самостоятельной работы студентов.

Цель: поднять проблему снижения качества обучения при сокращении контактной работы студентов с преподавателем в процессе пленэрной практики. Наметить пути сохранения эффективности обучения, подчеркнуть значение пейзажного жанра в системе профессионального художественно-педагогического образования.

Материалы и методы. Анализ учебно-методической и специальной литературы по проблеме пленэрной живописи, анализ государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ, обобщение педагогического опыта обучения пленэрной живописи, сравнительный статистический анализ художественной, учебно-творческой и педагогической деятельности студентов.

Результаты исследования, обсуждения. Представленные рекомендации для работы в условиях пленэра позволят более эффективно и рационально организовать эти занятия, более продуманно и осознанно подходить к их выполнению, что стимулирует самостоятельную работу студентов и позволяет добиться более качественного результата в выполнении пленэрных заданий.

Заключение. Проблема проведения занятий в условиях пленэра в настоящее время не получила достаточной разработанности и всё ещё нуждается в существенных коррективах в связи с преобразованиями системы образования.


Ключевые слова


живопись; пейзаж; пленэр; пленэрная живопись; композиция; живописный алгоритм

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Amelina I.V. Rol’ plenehra v protsesse obucheniya studentov [The Role of the Plein Air in the Process of Training Students]. Povolzhsky pedagogocheskiy vestnik. 2014. No. 3 (4), рр. 66–69.

Baymukhanov G.S. Osnovnye printsipy organizatsii pejzazhnogo motiva na plenehre [The Basic Principles of Landscape Motif Organization in the Open Air]. Gumanitarnye issledovaniya. 2017. No. 4 (17), рр. 103–104.

Golovacheva N.P. Nekotorye metodicheskie aspekty plenehrnoj zhivopisi [Some Methodical Aspects of Plein Air Painting]. Gumanitarnye issledovaniya. 2015. No. 4(8), рр. 61–63.

Golovacheva N.P., Rubilova Z.J. Plenehrnaya praktika v sisteme khudozhestvennogo obrazovaniya [Plein Air Practice in the System of Art Education]. Omskij nauchnyj vestnik 2015. No. 2(136). Part 1, рр. 164–166.

Kravchenko K.A., Shaliapin O.V. Metodicheskoe postroenie uchebno-izobrazitel’nogo protsessa v sisteme podgotovki khudozhnika-pedagoga [Methodical Construction of Educational and Visual Process in the System of Artist-Teacher Training]. Sovremennye tendentsii izobrazitel’nogo, dekorativno-prikladnogo iskusstva i dizajna. 2017. No. 1, рр. 107–111.

Latyshev A.A. Plenehr kak sposob vospitaniya khudozhestvennogo myshleniya studentov FII RGPU im. А.I. Gertsena [Plein air as a Way of Developing the Artistic Thinking of Students of Fine Arts Department of the Herzen State Pedagogical University]. Nauchnoe mnenie. 2014. No. 6, рр. 194–198.

Li F., Lomov S.P. Kontseptsiya tsveta v zapadnoj zhivopisi [The Concept of Color in the Western Painting]. Pravo i praktika. 2018. No. 1, рр. 314–317.

Medvedev L.G. Sovremennye problemy ehsteticheskogo vospitaniya uchashhikhsya [Modern Issues of Aesthetic Education of Students]. Sovremennye tendentsii izobrazitel’nogo, dekorativno-prikladnogo iskusstva i dizajna. 2017. No. 1, рр. 95–100.

Pronina N.K. Osobennosti kratkosrochnykh uprazhnenij na nachal’nom ehtape obucheniya studentov zhivopisi v usloviyakh plenehrnoj praktiki [Features of Short-Term Exercises at the Initial Stage of Teaching Students Painting in the Conditions of Plein Air Practice]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya, 2017. No. 2 (15), рр. 104–107.

Savinov A.M., Savinova S.V. Metodicheskie printsipy uchebnogo risovaniya v khudozhestvennoj podgotovke dizajnerov [Methodical Principles of Academic Drawing at the Art Research]. Voprosy pedagogiki. 2017. No. 10, рр. 83–84.

Sabina E.I. Zhivopis’ pejzazha [Landscape Painting]. Nauka i mir. V. 3. No. 2 (6). 2014, рр. 99–102.

Senozhatskaya Y.A. Besedy so studentami o kompozitsii na letnej praktike po risunku i zhivopisi v pervyj god obucheniya [Conversations with Students on Composition at the Summer Practice in Drawing and Painting in the First Year of Study]. Samara, 2016, рр. 258–262.

Tutunova Yu.M. Metodika raboty nad itogovoj kompozitsiej po materialam uchebnoj praktiki “Plenehr” [Method of Work on the Final Composition of Material in “Plein Air” Educational Practice]. Uchebnye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial’nye nauki. 2016. No. 1(70), рр. 245–250.




DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2018-9-122-135

ISSN 2658-4034

HotLog Яндекс цитирования