СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО В СВЕТЕ АНТРОПОЛОГИИ СОВРЕМЕННОСТИ

Irina Evgenevna Fadeeva


Аннотация


Статья посвящена культурно-антропологическим аспектам современной социальности. Автор приходит к выводу, что ситуация «смерти адресата», повторяющая на уровне массовой культуры ситуацию «смерти субъекта», становится особенно значимой в эпоху дигитализации и формирования сетевой социальности. Парадокс экзистенциального и коммуникативного становится новым вызовом нашего времени, угрожая деперсонологизацией индивидуального сознания. Выход из этого противоречия автор видит в интеллектуализации коммуникативного пространства.

Ключевые слова


экзистенция; социальность; коммуникативные практики; сетевая социальность; экзистенциальная рефлексия; современная антропология; адресат; дигитализация

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Barney D. The Network society. – Cambridge: Polity, 2004. 198 p.

Гуревич П.С. Феномен деантропологизации человека // Вопросы философии. 2009, № 3.

С. 19-31.

Деррида Ж. О грамматологии. – М.: Ad Marginem, 2000.

Интернет в Росси и в мире. URL: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151 (дата обращения 14.01.2015).

Касавин И.Т. Знание и коммуникация: к современным дискуссиям в аналитической философии // Вопросы философии, 2013, № 6. С. 46-57.

Castells M. The Rise of the Network Society: The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. I. Second edition with a new preface. Wiley-Blackwell, 2009. 656 p.

Latour B. On interobjectivity // Mind, Culture and Activity. 1996. Vol. 3.14. Pp. 228-245.

Латур Б. Пересборка социального: введение акторно-сетевую теорию. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 384 с.

Maffesoli M. The ethics of aesthetics. Theory, Culture & Society, 1991, no. 8. Pp. 7-20.

Мечковская Н.Б. Естественный язык и метаязыковая рефлексия в век интернета // Русский язык в научном освещении. – М., 2006, № 2 (12). С. 165-185.

Мотрошилова Н.В. Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт: бытие, время, любовь. – М.: Академический проект, Гаудеамус, 2013. 526 с.

Назарчук А.В. Сетевое сообщество и его философское осмысление // Вопросы философии. 2008, № 7. С. 61-73.

Сохань И.В. Нарцисс – приоритетная модель идентичности в массовом обществе // Человек. Культура. Образование. 2012, № 1(3). С. 35-46.

Тульчинский Г.Л. Факторы социогенеза: человеческое, слишком человеческое в политической культуре // Человек. Культура. Образование. 2011, № 2. С. 5-14.

Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. – СПб.: Алетейя, 2002. 680 с.

Фортунатов А.Н. Ответственность и достоинство личности в эпоху «новых медиа» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013, № 4(2). С. 243-245.

Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Франк С.Л. Сочинения. – М.: Правда, 1990. С. 183-559. URL: http://www.vehi.net/frank/nepost/06.html (Дата обращения 14.01.2015).

Черникова И.В., Середкина Е.В. Феномен «сетевого общества» с позиций постнеклассической науки (к вопросу о влиянии интернета на сознание и поведение молодежи) // Материалы Connect-universum 2012. URL: http://connect-universum.com/blog/connectuniversum2012_ru/121.html (дата обращения 14.01.2015).

Шеффер Ж.-М. Конец человеческой исключительности. – М.: Новое литературное обозрение, 2010.

Ясперс К. Разум и экзистенция. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. 336 с.

Wellman B. Physical Place and Cyberplace: The Rise of Personalized Networking // International Journal of Urban and Regional Research. Vol. 25.2, June 2001): 227-252.




DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-1-41

ISSN 2658-4034

HotLog Яндекс цитирования