ЖИЗНЬ, ПОСВЯЩЕННАЯ ФАРФОРУ: А. К. ШПИС

Екатерина Сергеевна Хмельницкая


Аннотация


Статья посвящена исследованию творческой деятельности главного скульптора Императорского фарфорового завода А. К. Шписа и исследованию проблем историко-культурных условий развития скульптурного отделения эпохи историзма под его руководством. Автор подробно изучает личность скульптора, эволюцию его творческой деятельности на Императорском фарфоровом заводе, исследует ключевые факторы в развитии его столь успешной карьеры.  Спустя четыре года после прибытия в Россию,  бывший студент-неудачник из помощника скульптора переходит на должность главного скульптора фарфорового завода. Одна из причин стремительного взлета его карьеры состояла в том, что искусство мастера пришлось по вкусу императорской семье и особенно императрице Марии Александровне. Шпис сумел прекрасно польстить вкусу своей соотечественницы, умело применяя последние достижения фарфорового производства, заимствованные скульптором из Европы. Благодаря разносторонней деятельности Шписа, нельзя не отметить удивительную приспособленность фарфора к любым изменениям в искусстве эпохи историзма, где мода на один стиль стремительно сменялась другим. Фарфор Шписа “успешно справлялся с любым амплуа”: центральным украшением интерьера, предмета обихода, свидетельства личных пристрастий или императорского статуса владельца, а так же с любой прихотью императрицы.  Диссертант приходит к выводу, что “секрет” столь успешной творческой деятельности Шписа, который на протяжении нескольких десятилетий определял художественную политику скульптурного отделения, состоит в том, что его искусство было не просто своевременно и отвечало на художественные запросы общества. «Из фарфора можно сделать все», - говорил И.-И. Кендлер, которому европейский порцелин обязан рождением как самобытного искусства. Эта фраза - ключ и к пониманию искусства А. К. Шписа.

DOI: http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2014-1-5


Ключевые слова


А. К. Шпис, фарфор, историзм, Императорский фарфоровый завод, скульптура

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Великий князь Николай Михайлович. Петербургский некрополь. СПб., 1913. Т. 4. С. 574.

Весь Петербург на 1904. Адресная и справочная книга Санкт-Петербурга. СПб., 1904. Отд. 3. С. 740.

Императорский фарфоровый завод 1744–1904. / Сост. Н. Б. Вольф, С. А. Розанов, Н. М. Спилиоти, А. Н. Бенуа. СПб., 1906. С. 258.

Кудрявцева Т. В. Русский императорский фарфор. Славия, с. 258.

Пресняков А. Е. Российские самодержцы. М., 1990.

РГИА. Ф. 468. Оп. 10. Д. 988. Л. 3.

РГИА. Ф. 468. Оп.10. Д. 1191. Л. 2.

РГИА. Ф. 468. Оп. 10. Д. 1442. Л. 171.

РГИА. Ф. 503. Оп. 2. Д. 15. Л. 1.

Сиповская Н. В. Фарфор в русской художественной культуре XVIII века: автореф. дис. ... д-р искусствовед. наук: 17.00.04 . М., 2010.

Beker T. Kunstler Lexikon. Leipzig, 1937.




DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2014-1-%25p

ISSN 2658-4034

HotLog Яндекс цитирования