РОЛЬ АНТИЧНОГО НАСЛЕДИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ХРИСТИАНСКОЙ КАРТИНЫ МИРА
Аннотация
В статье сопоставляются взгляды Платона и Аристотеля с точки зрения их отношения к проблеме рациональности. По сути дела, Платон и Аристотель занимают совершенно противоположные позиции в вопросе о сущности философии, о ее предмете, ее методах; они призывают к совершенно несовместимым друг с другом толкованиям самих основ бытия. Для Платона подлинное бытие - духовное, трансцендентное, не вмещающееся ни в какие рационально-логические рамки. Для Аристотеля подлинное бытие - предметно-чувственное, вполне познаваемое в границах рационально-логического мышления. Для Платона предметно-чувственный - это иллюзорная «тень» духа; для Аристотеля сам абсолютный дух является теоретическим предположением, предположением вынужденным, как некое методологическое допущение, для обоснования реальности предметно-чувственного, «телесного» мира. Аристотель наиболее четко сформулировал идею рационально-логической тотальности, в целом весьма популярную для античной метафизики, с которой во многом были солидарны и натурфилософы, и элеаты, и софисты. Платон же, «открыв» трансцензус, наметил пути к сверхрациональному, а во многом и к иррационально-мистическому пониманию философских проблем. И в этом смысле, также как и орфики, и пифагорейцы, составил определенную оппозицию рационально-логической традиции Древней Греции. Платон доказывал, что истина - это сама духовная реальность, которая изначально открыта человеку: она находится за пределами противоречий, олицетворяя собой подлинное бытие. Из этого он делал вывод, что формы бытия и формы логического мышления разнятся между собой. Для Аристотеля же, напротив, истина есть соответствие форм мышления формам бытия; она не есть реальность, но отражение реальности в структурах человеческого сознания. И, надо сказать, что именно такая трактовка истины прочно утвердилась в западноевропейской философии и науке.
Эти две тенденции, направленные на формирование рациональной и иррациональной моделей мира, были в дальнейшем развиты в христианской традиции, постоянно «всплывая» в форме дискуссий о соотношении веры и знания, о различных способах богопознания.
Ключевые слова
Полный текст:
>PDFЛитература
St. Augustine. Ob istinnoj religii [The true religion] / Creation. Kiev, 1912. Part2.
Aristotle. Metafizika [Metaphysics] / Works in 4 vols. M., 1969. Vol.1.
Aristotle. Nikomahova jetika [Nicomachean Ethics] / Ethics of Aristotle. St. Petersburg, 1908. V.2.
Babosov E.M. Nauchno-tehnicheskaja revoljucija i modernizacija katoliciz-ma [The technological revolution and the modernization of Catholicism]. - Minsk, 1971. - P. 70.
Gabinski G.A. Bogoslovie i logika [Theology and logic]. Philosophy of Science, 1976, № 6.
Garaja V.I. Neotomizm - razum - nauka: Kritika katolicheskoj koncepcii nauchnogo znanija [Thomism - Mind - Science: A Critique of the Catholic conception of scientific knowledge]. M., 1969.
Dondeyn A. Hristianskaja vera i sovremennaja mysl' [Christian faith and modern thought]. Brussels, 1974.
St. N. Ivanov. Sv. muchenik Iustin Filosof. [Martyr Justin the Philosopher]. // Journal of the Moscow Patriarchate. 1966, № 7.
Clement of Alexandria. Stromaty. [Stromata]. Yaroslavl, 1892.
Xenophon of Athens. Vospominanija o Sokrate [Memoirs of Socrates ]/ Sokrates compositions. - Moscow-Leningrad, 1935.
Kuznetsov V.N. Konstituirovanie filosofskoj racional'nosti. Diversifikacii i konflikt racional'nostej v antichnoj filosofii [The constitution of the philosophical rationalism. Diversification and conflict of rationality in Ancient Philosophy] / Mind and Culture. - M., 1983.
Losev A.F. Istorija antichnoj jestetiki: Aristotel' i pozdnjaja klassika [History of ancient aesthetics: Aristotle and later classics]. - M., 1975.
Mayorov G.G. Formirovanie srednevekovoj filosofii: Latinskaja patristika [Formation of Medieval Philosophy: Latin patristics]. - M., 1979.
Mf [Matt.] 5:39.
Orgish V.P. Antichnaja filosofija i proishozhdenie hristianstva [Ancient philosophy and the origin of the Christian]. - Minsk, 1986.
Plato. Apologija Sokrata [Apology of Socrates ]/ Works in 3 volumes. - M., 1968. - T. 1.
Plato. Gosudarstvo [State] / Works in 3 volumes. - M., 1970. - T. 3.
Plato. Evtifron [Euthyphro] / Complete Works in 15 volumes. - Pb., 1923. - T. 1.
Plato. Kriton [Creighton] / Works in 3 volumes. - M., 1968. - T. 1
Plato. Meneksen [Meneksen] / Works in 3 volumes. - M., 1970. - T. 2.
Plato. Menon [Menon] / Works in 3 volumes. - M., 1968. - T. 1.
Plato. Parmenid [Parmenides] / Works in 3 volumes. - M., 1970. - T. 2.
Plato. Pir [Pier] / Works in 3 volumes. - M., 1970. - T. 2.
Plato. Sofist [Sophist] / Works in 3 volumes. - M., 1970. - T. 2.
Plato. Tejetet [Theaetetus] / Works in 3 volumes. - M., 1970. - T. 2.
Sextus Empiricus. Tri knigi pirronovyh polozhenij [Three books pirronovyh provisions] / Works in 2 vols., - M., 1976. - T. 2.
Sokolov V.V. Srednevekovaja filosofija [Medieval philosophy]. - M., 1979.
Stepin V.S. Estestvoznanie kak sociokul'turnyj fenomen: k probleme stanovlenija estestvoznanija v istorii civilizacii. / Cennostnye aspekty sovremennogo estestvoznanija. [Natural science as a sociocultural phenomenon: the problem of the formation of natural science in the history of civilization. / Value-nye aspects of modern science]. - Obninsk, 1973
Thomas Aquinas. Protiv jazychnikov. [Against the pagans]. / Anthology of World Philosophy in 4 vols. - M., 1969.
Thomas Aquinas. Summa teologii [Summa Theologica] / Anthology of World philo-sophia in 4 vols. - M., 1969.
Zeller E. Ocherk istorii grecheskoj filosofii [Essay on the history of Greek philosophy]. - Moscow, 1912.
Maritain J. Le Paysan de la Garrone. - Paris, 1966.
Masset P. Comment croire? La foi et la philosophie moderne. - Paris, 1973.
DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2014-9-2
ISSN 2658-4034