СЮЖЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС «ПЕРЕХОД ГРАНИЦЫ» В РОМАНЕ Э.М. РЕМАРКА «ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА»
Аннотация
в эмигрантском романе Э.М. Ремарка «Триумфальная арка» на материале сюжетной линии главного героя. Выявляются обязательные составляющие перехода – события
с пороговым статусом и прохождение через переломный хронотоп. Доказывается, что основным пороговым событием в изучаемом романе является месть героя представителю национал-социалистического режима, являющемуся его личным врагом. На основании анализа функций перехода границы делается вывод о том, что именно переход делает возможным «симметричное» построение сюжетных элементов в романе.
Ключевые слова
Полный текст:
>PDFЛитература
Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. – М., 2000. С. 196-238.
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. – М., 1986. С. 121-290.
Виноградова Л.Н. Формулы угроз и проклятий в славянских заговорах // Заговорный текст. Генезис и структура. – М., 2005. С. 425-440.
Иллюстрированный мифологический словарь / М.Н. Ботвинник [и др.]. – СПб.: Северо-Запад, 1994. 384 c.
Кондрашов А.С. Кто есть кто: Боги и герои Древней Греции и Рима: [энциклопедический словарь]. – М.: Рипол Классик, 2002. 703 с.
Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве: Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки. Выступления (1962-1993). – СПб., 1998. С. 14-285.
Мифы народов мира: энциклопедия: в 2-х т. Т. 2: К–Я / Гл. ред. С.А. Токарев. 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1988. 719 с.
Михальская Н.П., Дудова Л.В. Концепция курса «История зарубежной литературы ХХ века» // Зарубежная литература XX века: практикум по курсу «История зарубежной литературы» по специальности 021700 – филология / Сост. и общ. ред. Н.П. Михальской,
Л.В. Дудовой. 3-е изд. – М., 2003. С. 3-10.
Николаева Т.С. Творчество Ремарка-антифашиста. – Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1983. 134 с.
Поршнева А.С. Мир эмиграции в немецком эмигрантском романе 1930–1970-х годов
(Э.М. Ремарк, Л. Фейхтвангер, К. Манн): Монография. – Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2014. 306 с.
Поршнева А.С. Пространство эмиграции в романном творчестве Э.М. Ремарка: Монография. – Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2010. 231 с.
Стародубцева Л.В. Поэтика воображаемого города в реальном мире духовных поисков // Город и искусство: субъекты социокультурного диалога / Сост. Т.В. Степугина. – М., 1996. С. 48-60.
Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория литературы: учеб. пособие: в 2-х т.
Т. 1: Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. – М.: Академия, 2004.
с.
Харитонов М. Герой Ремарка в поисках опоры // Ремарк Э.М. Триумфальная арка. – М., 1982. С. 3-10.
Antkowiak A. Erich Maria Remarque: Leben und Werk. – Westberlin: Verlag das Europäische Buch, 1983. 158 р.
Ben Ammar S. Das Dritte Reich und die Emigration in zwei Romanen von Erich Maria Remarque: «Arc de Triomphe» und «Zeit zu leben und Zeit zu sterben»: [Diplomarbeit]. – Lille: Université Charles de Gaulles, 2000/2001. 89 р.
Bousch D. Die Imago Paris in den Exilromanen Remarques und die Rezeption in Frankreich // Thomas F. Schneider (Hrsg.). Erich Maria Remarque. Leben, Werk und weltweite Wirkung. (Schriften des Erich Maria Remarque-Archivs 12). Osnabrück, 1998. Рр. 371-384.
Remarque E.M. Arc de Triomphe. – СПб.: КОРОНА принт: КАРО, 2000. 480 с.
Remarque E.M. Das gelobte Land. – Köln: Kiepenheuer & Witsch, 1998. 442 р.
Schlösser I. Die Darstellung des Exils bei Erich Maria Remarque: [Еxamensarbeit]. – Köln: Universität, 2001. 113 р.
Schreckenberger H. „Durchkommen ist alles«. Physischer und psychischer Existenzkampf in Erich Maria Remarques Exil-Romanen // Text + Kritik. № 149. 2001. Рр. 30-41.
DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-2-33
ISSN 2658-4034