АКАФИСТ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ
Аннотация
Авторы статьи рассматривают историю зарождения и распространения русской традиции изображения Акафиста Богоматери на примере Богородичной иконографии XV – XVII веков, выделяя византийскую иконографию, как основу для становления и развития русской традиции изображения Акафиста.
Акафистная иконография, став визуальной кульминацией мариологического христианства, вместила в себя всю сумму символических смыслов и значений образа Богородицы и, в силу особого почитания Богоматери на Руси, получила в русской культуре особое звучание.
Новизна представленной работы определяется тем, что Богородичная иконопись Дионисия определяет специфику изображения Акафиста в монументальной живописи периода Московского царства конца XV века. Программы и сюжеты акафистных икон, написанных на протяжении всего XVI века, свидетельствуют о сложении отличной от византийской по ряду параметров, собственно русской традиции изображения Акафиста, в которой актуализировано символическое значение Богоматери как матери на земле и царице на небе, матери каждого верующего и всего земного на земле, что было востребовано русской культурой данного периода.
Акафистные иконы, принадлежащие периоду XVII – начала XVIII веков, отражают важнейшие тенденции в развитии русской культуры этого периода и продолжают русскую традицию иллюстрирования Акафиста; акафистные иконы, принадлежащие периоду XVII – начала XVIII веков, отражают важнейшие тенденции в развитии русской культуры этого периода и продолжают русскую традицию иллюстрирования Акафиста; в силу этого акафистный цикл фресок, в отличие от предшествующих эпох, становится обязательным и центральным во всех храмах России.
Ключевые слова
Полный текст:
>PDFЛитература
Самсонова И.В. Иконографическая традиция изображения Акафиста Богоматери в русской культуре XV – начала XVIII веков: автореф. дис. ……кандидат культурологии. – Ярославль, 2007. 22 с.
Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XII-XIII вв. – М., 2000. 312 с.
Громова Е.Б. История русской иконографии Акафиста. Икона «Похвала Богоматери». – М., 2004. 213 с.
Языкова И.К. Богословие иконы. – М., 1994. 212 с.
Самсонова И.В. Иконографическая традиция изображения Акафиста Богоматери в русской культуре XV – начала XVIII веков: дис. ……кандидат культурологии: 24.00.01. – Яро-славль, 2007. 257 с.
Акафистник на всякую потребу. – Калуга: Синтагма, 2000. 198 с.
Акафисты Пресвятой Богородице. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2002. 727 с.
Акафисты Пресвятой Богородице. – М.: Издательство группа Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря; Издательство «Скит», 2001. 318 с.
Акафисты Пресвятой Богородицы в различных нуждах. – Санкт-Петербург, 2001. 169 с.
Булгаков С., прот. Икона и иконопочитание. – М.: Русский путь, 1996. 217 с.
Булгаков С.Н. Икона, её содержание и границы // Философия русского религиозного искусства. – Н., 1993. 154 с.
Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. – М.: Ладомир, 1994. 366 с., ил.
Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М.: Искусство, 1993. 255 с.
Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. – М., 1987. 285 с.
Гвардини Р. Конец Нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 127-163.
Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. – М., 1966. 332 с.
Данилова И.Е. Фрески Ферапонтова монастыря // Дионисий иконы и фрески Древней Руси. – М.: Теза, 2000. 112 с.
Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. – М., 2005. 912 с., ил.
Лепахин В.В. Икона и икононичность. – СПб., 2002. 85 с.
Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. – СПб.: Акрополь, 1995. 336 с.
DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-2-34
ISSN 2658-4034