БАРОЧНЫЙ И ИКОНИЧЕСКИЙ ЭКФРАСИС В ПОВЕСТИ Н.В ГОГОЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА»
Аннотация
В статье рассматриваются средства вербализации живописных приемов европейского барокко и древнерусской иконы в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Нарративные функции имплицитного экфрасиса исследуются в связи проблемой соотнесенности католичества и православия в сознании Гоголя начала 1840-х годов.
Целью статьи является анализ средств и функций вербализации неатрибутированного имплицитного экфрасиса во второй редакции повести Гоголя «Тарас Бульба», проецирующего живописный стиль Караваджо и древнерусской иконы в словесный текст.
Метод или методология проведения работы: Материалом исследования послужила повесть Гоголя «Тарас Бульба» в двух редакциях, живописные произведения европейского барокко и древнерусской иконописи. Были применены структурно-типологический, структурный, интертекстуальный, герменевтический методы.
Результаты: В статье описана соотнесенность экфрасисов в повести Гоголя с референтами: картинами барочных художников Караваджо, Хонтхорста, и древнерусской иконописью. Установлено, что эфрастические описания, появляющиеся только в редакции 1842 года, не представляют собой локальные сегменты текста, а формируют целые текстовые пласты, активно организующие повествование, выполняющие сюжето- и композиционнообразующие функции. Скрытый эмплицитный экфрасис является художественным шифром, расширяющим смысловое пространство текста, средством трансляции в текст религиозно-философских представлений автора. Ценностная противопоставленность барочного и иконического экфрасиса в повести отражает не только рефлексию автора над проблемой красоты, внутреннего и внешнего, но и рефлексию над собственным стилем.
Область применения результатов: Результаты проведенного нами исследования могут быть использованы при чтении лекций по истории русской литературы XIX века, истории русской и европейской культуры, культурологии, спецкурсам и факультативам по проблеме взаимодействия разных видов искусств, а также в качестве материала для междисциплинарных гуманитарных исследований, в том числе и в школьной практике преподавания литературы и искусства.Ключевые слова
Литература
Geller L. Ecphrasis v russkoj literature: Sb. trudov Lozannskogo simpoziuma. M., 2002. pp. 5-23.
Gogol' N.V. Sobr. soch.: v 8 t. [Collected works in 8 volumes] Moscow, 1984. V. 2. 318 p.
Gol'denberg A.H. Filologicheskie nauki [Philological sciences]. No. 1 (2007): 13-23.
Gol'denberg A.H. Novye gogolevedcheskie studii: Sb. nauch. statej [New gogolevedchesky studios: collection of scientific articles]. no. 5(7) Nezhin, 2007. 32-51. URL: ruh.znaimo.com.ua/index-808.html?page…
Vinogradov I.A. N.V. Gogol' i Pravoslavie [N. V. Gogol and Orthodoxy]. Moscow, 2004. pp. 112-197.
Dmitrieva E.E. N.V. Gogol' v zapadnoevropejskom kontekste: mezhdu jazykami i kul'turami [N. V. Gogol in the West European context: between languages and cultures]. Moscow, 2011. pp. 175-220.
Esaulov I.A. Ecphrasis v russkoj literature: Sb. trudov Lozannskogo Simpoziuma. M., 2002. pp. 167-179. URL: philolog.petrsu.ru/filolog/konf/:
Karavadzho. Kartiny i biografija. URL: smallbay.ru/caravaggio.html.
Lepahin V.V. N.V. Gogol' i Pravoslavie [N. V. Gogol and Orthodoxy]. Moscow, 2004. pp. 359-396.
Mezhdunarodnaja nauchnaja konferencija «Izobrazhenie i slovo: formy ecphrasisa v literature» [International scientific conference "Image and word: forms of ecphrasis in literature]. URL: zauglomya.blogspot.ru/2011/1
Mehtiev V.G. Voprosy metodologii sovremennogo literaturovedenija: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Questions of methodology of modern literary criticism: materials of the All-Russian scientific and practical conference]. Habarovsk, 2007. pp. 8-14.
Trubeckoj E. Tri ocherka o russkoj ikone [Three sketches about the Russian icon]. Novosibirsk, 1991. pp. 7-36.
Ecphrasis v russkoj literature: trudy Lozannskogo simpoziuma [Ecphrasis in the Russian literature: works of the Lozannsky Symposium]. Moscow, 2002. 216 p.
Jacenko E.V. Voprosy filosofii [Philosophy questions]. No. 11 (2011): 47-57. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=427
Dictionary of Art. In 34 vol. New York: Grove, 1998. V. 10. pp. 128-131.
DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2014-7-16
ISSN 2658-4034