К ВОПРОСУ О ЖЕНСКИХ ОБРАЗАХ КАК ЭКФРАСИСАХ ИКОН В ПРОЗЕ А. ПЛАТОНОВА
Аннотация
В данной статье рассматриваются некоторые детали трех образов – мудрой девы Февронии, ставшей в союзе с Петром символом семьи, любви и верности, Софии Премудрости Божьей, Евдокии, спутницы Богородицы на иконе «Взыскание погибших», самой Марии. Свернутые в экфрасис сюжеты существовали всегда: в «Илиаде» в «Клятве. Смотре со стены» Елена ткет грядущие битвы, «светлый, двускладный покров, образуя на оном сраженья, подвиги конных троян и медянодоспешных данаев, в коих они за нее от Ареевых рук пострадали», в «Энеиде» врата града Дидоны расписаны как сценами падения Трои, так и пророчеством о встрече с Энеем и ее дальнейшей судьбе. Есть версия, что вся русская литература критического реализма – экфрасис икон. Платоновские иконописные женские образы, несмотря на невероятную художественную усложненность, сохраняют незыблемую нравственную народно-христианскую основу. Прозаическая платоновская Ярославна – сгусток поэтической энергии любви, накопленной «плачем» русской женщины за века разлуки, – создает высокое напряжение рассказа «Фро» без событий и диалогов с мужем (не учитывая жанры монодрамы и молитвы). Во время осуществленной революции и всеобъемлющей социалистической стройки Платонов пишет рассказ о героях железнодорожного транспорта, в котором, однако, настойчиво звучит тема поруганной природы, семьи, живой жизни, всего того, что автор называл «веществом существования». В 1936 году в журнале «Литературный критик» писатель публикует это рассказ после множества существенных правок, дав ему имя главной героини – «Фро». Сюжет и смысл рассказа передают и биографии, и пафос строителей новой жизни, еще не знающих, в отличие от умудренного автора, что «не одной литой верой движутся люди, но также и дребезжащим сомнением», а «ускорение жизни высшими людьми утомляет ее, и она теряет то, что имела раньше» («Чевенгур»). Аллюзии на Февронию Муромскую («Фро», «Афродита», «Возвращение») сложным образом переплелись с «плачем» Ярославны, хоть на поверхность и вынесены мифологемы Афродиты. Как и древнегреческая, славянская культура «последовательно сближает Богородицу, землю и мать человека», что особенно близко Платонову, «понимающему Бога через человека», поэтому символично, что героиню «Взыскания погибших» зовут Мария, а ее единственную подругу – Евдокия в честь преподобномученицы Евдокии, изображенной рядом с Богородицей на одной из икон «Взыскание погибших». Для Платонова «смысл человека» – «расти из земли» ввысь
(А. Платонов, «Ответ редакции «Трудовой армии» по поводу моего рассказа «Чульдик и Епишка»»). Некоторые фрагменты платоновских рассказов полностью соотносятся со словами молитвы как на лексико-семантическом, так и на ритмическом уровне.
Ключевые слова
Полный текст:
>PDFЛитература
Минералова И.Г. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма. – М.: «Флинта», 2009; Анализ художественного произведения: стиль и внутренняя форма. – М.: «Флинта», 2011.
Антонова Е. «Безвестное и тайное премудрости...» (Догматическое сознание в творчестве А.Платонова) // «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. – М., 1994.
Дмитровская М.А. Макрокосм и микрокосм в художественном мире А. Платонова. – Калиниград, 1998.
Васильева М.О. Религия и вера в творчестве Андрея Платонова. – М., 1997.
Решетников Н.И. Русские имена в исторических лицах, церковных и народных праздниках, пословицах и приметах. – М.; Париж, 2002.
Малыгина Н. Образы-символы в творчестве А. Платонова // «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. – М., 1994.
Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. – М., 1987.
Панкеев И.А. Пресвятая Богородица. Чудотворные иконы и молитвы в житейских нуждах. – М., 2003.
Яблоков Е.А. Путеводитель по роману А.П. Платонова «Чевенгур». – М.: Издательство Московского университета, 2012. Его же: «Имя розы» в творчестве Андрея Платонова [Электронный ресурс]. – URL: http://platonovseminar.ru/docs/science/EA_5.pdf (дата обращения 07.09.2015).
DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-9-21
ISSN 2658-4034