ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ИСКУССТВА: ПРИЧИНЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Denis Aleksandrovich Popov


Аннотация


Цель: выявить причины возникновения феномена научно-ориентированного искусства XIX-XX вв.

Метод проведения работы: теоретический анализ возможностей и способов взаимодействия науки и искусства в рассматриваемый период.

Результаты. Под научно-ориентированным искусством автор понимает художественные течения, воплощавшие представления о человеке, сформированные гуманитарными дисциплинами. Автор выделяет следующие причины его появления: высокий статус науки в XIX веке, способность искусства как особой формы деятельности сближаться с другими видами деятельности, отождествление науки и истины, присвоение наукой рефлексивных функций по отношению к искусству. Искусство, не являясь рациональной деятельностью, должно было полагаться на те выводы и заключения, которые делала о нем наука. Даже теоретизирующие художники были вынуждены опираться на идеи ученых, далеких от искусства.

На роль фундаментальных научно-исследовательских программ, раскрывающих сущность человека, в XIX-XX вв. претендовали социально-биологические теории, марксизм и психоанализ. Каждая из них обрела свое художественное воплощение в виде натурализма, социалистического реализма, сюрреализма, психологического романа.

Такое искусство использовалось учеными для доказательства истинности собственных концепций.

Автор приходит к выводу, что подъем или упадок того или иного художественного движения, ориентированного на науку, зависел от авторитета близкой ему научно-исследовательской программы. Успех того или иного научного направления оборачивался появлением соответствующего художественного движения, разочарование в нем становилось причиной его угасания.


Ключевые слова


наука; искусство; исследовательские программы; художественные течения XIX-XX веков

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Андреев Л.Г. Сюрреализм. М.: Высшая школа, 1972. 232 с.

Володина И.П. Пути развития итальянского романа: Вторая половина XIX – начало XX века. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 208 с.

Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. СПб.: Алетейя, 2000. 653 с.

Горький А.М. С кем вы, «мастера культуры»? // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX в. М.: Прогресс, 1986.

С. 19-36.

Гюнтер Х. Соцреализм и утопическое мышление // Соцреалистический канон. СПб.: Академический проект, 2000. С. 41-48.

Днепров В.Д. О фрейдистской психологии и реалистическом романе // Иностранная литература. 1961. № 8. С. 197-210.

Золя Э. Экспериментальный роман // Золя Э. Собрание сочинений: в 26-ти т. Т. 24. М.: Художественная литература, 1966. С. 239-280.

Каган М.С. Эстетика как философская наука // Каган М.С. Избранные труды в 7-ми томах. Т. V. Кн. 2. СПб.: ИД «Петрополис», 2008. С. 419-876.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ // Лака-

тос И. Избранные произведения по философии и методологии науки. М.: Академический Проект; Трикста, 2008. С. 279-475.

Пузиков А.И. Золя. М.: Молодая гвардия, 1969. 271 с.

Ревалд Дж. История импрессионизма. М.: Искусство, 1959. 455 с.

Фрейд З. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995. 400 с.

Хопкинс Д. Дадаизм и сюрреализм. М.: Астрель: АСТ, 2009. 224 с.

Egger A. Les surréalistes. Paris: Le Cavalier Bleu, 2003. 128 p.

Petronio G. Les théories wéristes italiennes et le naturalisme européen // Le naturalisme en question: Actes du Colleque tenu à Varsovie 20-22 septembre 1984. Paris: Presses Paris Sorbonne, 1986. P. 59-66.




DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-11-27

ISSN 2658-4034

HotLog Яндекс цитирования