ОТРАЖЕНИЕ АКАФИСТА БОГОМАТЕРИ ВО ФРЕСКАХ ДИОНИСИЯ
Аннотация
Целью статьи является выявление особенностей развития акафистной темы в монументальной живописи Дионисия на примере фресок Ферапонтова монастыря.
Новизна работы определяется тем, что богородичная иконопись Дионисия определяет специфику изображения Акафиста в монументальной живописи периода Московского царства конца XV века. Вся представленная Богородичная иконография рассматриваемого периода сопоставляется с моделью, в качестве которой определено содержание гимнографического песнопения. На этой основе анализируется характер отображения Акафиста в иконописи Дионисия, на примере фресок Ферапонтова монастыря. В первой части иллюстрирования Акафиста Богоматери Дионисий придерживается византийской традиции, вводя лишь только изменение в традицию иллюстрирования кондака 1. Обращаясь к написанию догматической части Акафиста, Дионисий интерпретирует по новому все композиции.
Выявлено, что именно в конце XV века выделяется русская традиция изображения Акафиста. Проведённый анализ программы сюжета во фресках Дионисия даёт основание утверждать, что на этом этапе уже формируется новая традиция изображения Акафиста Богоматери, связанная со спецификой почитания Богородицы в русской культуре XVI века.
Ключевые слова
Полный текст:
>PDFЛитература
Акафистник на всякую потребу. Калуга: Синтагма, 2000. 198 с.
Акафисты Пресвятой Богородице. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2002. 727 с.
Акафисты Пресвятой Богородице. М.: Издательство группа Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря; Издательствово «Скит», 2001. 318 с.
Акафисты Пресвятой Богородицы в различных нуждах. Санкт-Петербург, 2001. 169 с.
Акафист Покрову Пресвятой Богородицы. М.: Сретенский монастырь, 2000. 15 с.
Языкова И.К. Богословие иконы. М.: Общедоступный Православный Университет, 1994. 212 с., ил.
DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2013-9-%25p
ISSN 2658-4034