ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ КОНЦЕПТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА Р.М. РИЛЬКЕ (НА ПРИМЕРЕ ЦИКЛА РАССКАЗОВ «ИСТОРИИ О ГОСПОДЕ БОГЕ»)

Anna Ivanovna Emelyanova


Аннотация


Цель исследования заключается в изучении механизма формирования и реализации концептов и концептосферы в произведениях Р.М. Рильке. В качестве методологической основы исследования следует рассматривать труды отечественных и зарубежных авторов в области лингвоконцептологии - лингвокультурологии (С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, Н.А. Красавский, В.П. Нерознак, М.В. Пименова, Г.Г. Слышкин, Ю.С. Степанов), когнитивной лингвистики (Н.Д. Арутюнова, А.П. Ба-бушкин, Н.Н. Болдырев, А. Вежбицкая, В.З. Демьянков, Е.С. Кубрякова, З.Д. Попова, И.А. Стернин), психолингвистики (А.А. Залевская), теории текста и художественной семантики (Н.Ф. Алефиренко, Л.Г. Бабенко, М.М. Бахтин, Л. Бугаева, И.Р. Гальперин), базовые положения герменевтики (Г.И. Богин, И.А. Воробей, В.П. Литвинов, И.Г. Ткаченко, И.П. Черкасова). В работе использовался лингвистико-герменевтический метод, базирующийся на методе «герменевтического круга», разработанном Г. Гадамером, методике и схемах действий читателя при понимании смысла Г.И. Богина, методе текстового анализа Р. Барта и методе конкор-данса. Научная новизна работы заключается в выявлении и моделировании индивидуально-авторских концептов Р.М. Рильке в их взаимосвязи и взаимодействии. В работе дано описание художественной концептосферы Р.М. Рильке (на основе цикла рассказов «Истории о Господе Боге») как результата индивидуально-авторского мышления. Результаты: в работе выделяются языковые единицы, репрезентирующие художественные концепты Р.М. Рильке, предлагается интерпретация употребления данных единиц в контексте, осуществляется моделирование целостной структуру авторской концептосферы (изображено схематически). Область применения результатов: выводы и материалы исследования могут быть применены при подготовке лекционных и практических занятий в учебных курсах по когнитивной семантике, лингвокультурологии, при создании учебных пособий по лингвистическому анализу художественного текста.

Ключевые слова


КОНЦЕПТОСФЕРА; КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ; ИНТЕРПРЕТАЦИЯ; КОНЦЕПТ; АВТОРСКИЕ КОНЦЕПТЫ KINDER (ДЕТИ); GESCHICHTE (ИСТОРИЯ); MENSCHEN (ЛЮДИ); ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ; ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ; ПРОПОЗИЦИЯ; ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР

Литература


Богин Г.И. Филологическая герменевтика. -Калинин, 1982. 86 с.

Валгина Н.С. Теория текста. -М.: Логос, 2003. 280 с.

Воркачев С.Г. Концепт как «зонтиковый» термин//Язык. Сознание. Коммуникация. Вып. 24. Московский гос. ун-т имени М.В. Ломоносова. Филологический факультет. -М.: Макс-пресс, 2003а. С. 5-13.

Воробей И.А. «Бог» и «Ангел» в поэзии Р.М. Рильке (Конкорданс и Интерпретация). -Пятигорск, Изд-во ПГЛУ, 2007. 120 с.

Зеленщиков А.В. Пропозиция и модальность. -СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1997.

Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. -Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.

Карасик В.И. Языковые ключи. -Волгоград: Парадигма, 2007. 520 с.

Карасик В.И. Языковая кристаллизация смысла. -Волгоград: Парадигма, 2010. 422 с.

Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов/Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. -М: Филол. ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. 245 с.

Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. -Воронеж: Истоки, 2001. 191 с.




DOI: https://doi.org/10.12731/wsd-2014-11.1-17

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




(c) 2016 В мире научных открытий



ISSN 2658-6649 (print)

ISSN 2658-6657 (online)

HotLog Яндекс цитирования