СТРУКТУРА КАРТИНЫ МИРА В ЭМБЛЕМАТИЧЕСКИХ СТИХОТВОРЕНИЯХ «ВЕРТОГРАДА МНОГОЦВЕТНОГО»: АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ПОНЯТИЙ С ПОМОЩЬЮ КОНЦЕПТ-КАРТ

Mariya Dmitrievna Karmanova


Аннотация


В статье анализируются эмблематические стихотворения в составе «Вертограда многоцветного» Симеона Полоцкого, русского стихотворца второй половины XVII века. С использованием оригинального (авторского) метода анализа текстов посредством концепт-карт выявляются характерные особенности структуры картины мира, отразившейся в эмблематических стихотворениях. Проведенный анализ позволяет разделить понятия, используемые автором стихотворного сборника в эмблематических стихотворениях, на три группы по месту, которое они занимают в структуре картины мира: они могут использоваться либо исключительно в качестве толкуемого образа, либо в качестве толкования, либо совмещать обе функции. Каждая из этих групп имеет свою содержательную функцию в тексте «Вертограда многоцветного». Также в статье описываются творческие принципы, лежащие в основе поэтики Симеона Полоцкого: центральное место человека в картине мира, соединение традиций средневековой учительной литературы с барочной поэтикой, непосредственно связанное с процессами секуляризации культуры, характерными для русской литературы переходного периода.

Ключевые слова


СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ; РУССКОЕ БАРОККО; ЭМБЛЕМА; ЭМБЛЕМАТИКА; ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА; КОНЦЕПТ-КАРТЫ; "ВЕРТОГРАД МНОГОЦВЕТНЫЙ"

Литература


Campa P. Heraldry, Insignia, and the Rise of the Russian Emblem//Emblem studies in honour of Peter M. Daly. -Baden-Baden: Verlag Valentin Koerner, 2002. С. 15-39.

Морозов А.А., Софронова Л.А. Эмблематика и ее место в искусстве барокко//Славянское барокко: Историко-культурные проблемы эпохи. -М.: Наука, 1979.

Панченко А. М. О русской истории и культуре. -СПб: Азбука, 2000. 462 с.

Михайлов А. В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи//Языки культуры. -М.: Языки русской культуры, 1997. С. 112-175.

Лахманн Р. Демонтаж красноречия: риторическая традиция и понятие поэтического/Пер. с нем. Ф.П.Е. Аккерман. -СПб: Академический проект, 1997. 366 с.

Григорьева Е.Г. Эмблема: Очерки по теории и прагматике регулярных механизмов культуры. -М.: Водолей Publischers, 2005. 232 с.

Simeon Polockij. Vertograd mnogocvetnyj/Под ред. by Anthony Hippisley a. Lydia I. Sazonova. With a Foreword by Dmitrij S. Lihačev. Koln, Wemar, -Wien: Bohlau, 1996-2000. Т. 1-3.

Hippisley A. The Emblem in the Writings of Simeon Polockij//Slavic and East European Journal. 1971. Vol. 15, № 2. С. 167-183.

Хипписли А. Западное влияние на ««Вертоград многоцветный» Симеона Полоцкого//Труды Отдела древнерусской литературы. 2001. Т. 52. С. 695-708.

Еремин И. П. Поэтический стиль Симеона Полоцкого//Труды Отдела древнерусской литературы. 1948. Т. VI. С. 125-153.




DOI: https://doi.org/10.12731/wsd-2014-11.1-20

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




(c) 2016 В мире научных открытий



ISSN 2658-6649 (print)

ISSN 2658-6657 (online)

HotLog Яндекс цитирования