ДИАЛЕКТИКА КАЛЕНДАРНЫХ РИТУАЛЬНО-ОБРЯДОВЫХ ПРАЗДНИКОВ ТРАДИЦИОННОЙ ТЕНГРИАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
Статья раскрывает особенности традиционной ритуально-обрядовой культуры народов. Данная тема является одной из наиболее актуальных тем современной науки. Праздничная обрядовая культура народов Степи строилась в зависимости от сельскохозяйственного календаря. Обрядовая форма, движение по кругу, характерны многим явлениям социальной жизни общества. Цель исследования – раскрыть диалектику календарных ритуально-обрядовых праздников традиционной тенгрианской культуры.
Исследования показали, что цикл весенних обрядовых праздников у тюрко-татарских народов начинался с праздника Науруз (у сибирских татар – Амаль, у тадар Саяно-Алтая – Чыл пазы) на 22 марта в день весеннего равноденствия. Ожидания весны, изменений в природе сопровождаются обрядами праздников «Проводы льда» – «Боз озатма» и «Карга боткасы». Сценарий весеннего праздника Амаль повторяется и в праздниках летнего цикла.
Обзор научных работ по данной тематике показал, что нет общего мнения у ученых по поводу конкретного календарного дня проведения Джиена и Сабантуя. По мнению исследователей культуры поволжских татар, праздники Джиен проводились «с началом весеннего сева». «Как прогреется земля, собирается джиен». Это означает, что Джиены проводились в ранее до посевных работ.
Результаты исследования показали, что джиенный порядок организации населения пришёл в наш край вместе с древними тюркскими племенами». Джиен – это родовая форма организации народа, в Татарстане насчитывалось «до 100 джиенных округов». В один «джиен» входил один род, куда относились большое количество фамилий, семей. Согласно стратегии проведения праздников, местные праздники «Джиены» должны были в финале организоваться в один межродовой праздник – Сабантуй. В наше время из этих двух больших летних праздников тюрко-татарских народов только Сабантуй остался востребованным в силу того, что его форма оказалось жизнеспособной. В исследованиях современных ученых утверждается, что корни Сабантуя идут не только из земледельческой культуры, но и номадической, что «скотоводческий образ ведения хозяйства – не аргумент для отрицания….», отсутствия у других народов, ведущих кочевнический образ жизни, праздника Сабантуй. В результате исследования диалектики календарных ритуально-обрядовых праздников традиционной тенгрианской культуры автор делает вывод о том, ритуальная матрица и обрядовый сценарий весенних праздников повторяется во всех других праздниках летнего цикла. Но в празднике Сабантуй её «присутствие» скрыто в содержании действа. Это происходит потому, что жанр и форма обряда изменяется, Сабантуй перерастает родовую и национальную ограниченность, становится межнациональным «вселенским действом».
Ключевые слова
Литература
Асочаков А.Я. Роль огня в сакральном ритуале // Перспективы науки. 2012. 2012. № 4 (31). С. 14–16.
Аминев З.Г. Мифоритуальные основы башкирского праздника «Сабантуй» // Актуальные проблемы истории Саяно-Алтая и сопредельных территорий: материалы международной научно-практической конференции, 24–26 октября 2007 г., г. Абакан. Выпуск 3. Часть 1 / Отв. ред. И.А. Чеботарева. Абакан, 2007. С. 175–188.
Бурганова Н.Б. О системе народного праздника Джиен у казанских татар. Исследования по исторической диалектологии татарского языка. Казань, 1982. С. 25.
Гуревич П.С. Философия культуры. М., Notabene, 2000. C. 139.
Захарова Л.Н. Культура как цикл // Фундаментальные проблемы культурологи в 4 томах, т.I. СПБ: «Алатея», 2008. С. 268.
Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл. ХIХ – начало ХХ вв.).
Шарафутдинов Д. Обычаи и обряды // Гасырлар авазы. Эхо веков (научно-документальный журнал)». 2007, № 1.
Шарафутдинов Д. От Сабантуя к идигейским играм // Гасырлар авазы – Эхо веков (научно-документальный журнал). Казань, 1995. № 5.
Уразова Н.М. Литература в этнокультурном наследии сибирскотатарского населения Тюменского региона // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2-13. № 3. С. 87–90.
DOI: https://doi.org/10.12731/wsd-2015-11.7-2381-2389
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2016 В мире научных открытий
ISSN 2658-6649 (print)
ISSN 2658-6657 (online)