ДВА РЕЛЬЕФА ИЗ СТАРОЕГИПЕТСКИХ ЧАСТНЫХ ГРОБНИЦ: К ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХ КОПИРОВАНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ВАРИАНТА

Fedor Ivanovich Kulikov


Аннотация


В статье исследуется содержание и иконография египетских рельефов из частных гробниц Старого царства. На материале двух хорошо известных египтологам сцен жреческой службы из погребений вельмож Нимаатра и Нефермеседжерхуфу рассматриваются возможные причины и приемы копирования первоначального варианта. Последовательно рассмотрена иконография всех фигур жреческой череды, дана трактовка их действиям. Выясняется, что путем внесения небольших корректив в исходную сцену художник, оформлявший гробницу Нефермеседжерхуфу, значительно изменил ее содержание. Снабдив первого жреца череды лентой через плечо, он наделил его и функцией жреца-чтеца. Внеся изменения в изображение ящика с продуктами и в положение рук сидящего рядом жреца, мастер изменил суть всего сюжета: жрец во втором варианте уже не вынимает продукты из ящика, а раскладывает их на жертвеннике. Если пара жрецов, расположенных сразу за ними, у Нимаатра готовят натровый раствор для службы, то в сюжете Нефермеседжерхуфу они предлагают его, уже готовый, хозяину гробницы. Последнее преобразование было осуществлено благодаря лишь изменению положения рук первого жреца пары. Замыкающий череду жрец из сцены Нимаатра разжигает ладан в кадильнице (на это указывает изображение огня в чаше), в то время как в сцене из гробницы Нефермеседжерхуфу он занят исполнением службы – окуривает дымом жертвенник, продукты и все помещение. Таким образом, едва заметные изменения, внесенные мастером в первоначальный вариант, существенно изменили его суть. Если в сцене Нимаатра жрецы лишь готовятся к службе, то в измененном варианте у Нефермеседжерхуфу они заняты ее непосредственным исполнением. Следовательно, сцена Нефермеседжерхуфу может считаться не копией первоначального варианта, а ее творческой переработкой.


Ключевые слова


Древний Египет; египетский рельеф; египетская гробница

Литература


Большаков А.О. Древний Египет в Эрмитаже. Новые открытия. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2011. С. 175.

Большаков А.О. Человек и его Двойник. СПб.: Алетейя, 2001. 288 с.

Куликов Ф.И. Изображение жреческой службы в часовне староегипетских частных гробниц: некоторые принципы построения сюжета // Вестник древней истории. М.: Наука, 2012. № 2. С. 102–118.

Altenmüller H. Die Wanddarstellungen in Grab des Mehu in Saqqara. Mainz, 1995.

Bolshakov A.O. Man and his Double in Egyptian Ideology of the Old Kingdom. Wiesbaden, 1997.

Bolshakov A.O. Studies on Old Kingdom Reliefs and Sculpture in the Hermitage. Wiesbaden, 2005.

Brovarski E. Giza Mastabas. Vol. 7. The Senedjemib Complex. Boston, 2003.

Hassan S. Excavations at Giza. Vol II. Cairo, 1936.

Lapp G. Die Opferformel des Alten Reiches unter Berücksichtingung einiger späterer Formen. Mainz am Rhein, 1986.

Lepsius R. Denkmaeler aus Aegyptian und Aethiopien. Abt. II. Berlin, 1850.

Roth A.M. Giza Mastabas. Vol. 6. A Cemetery of Palace Attendants. Boston, 1995.

Simpson W.K. Giza Mastabas. Vol. 2. The Mastabas of Qar and Idu. G. 7101 and 7102. Boston, 1976.

Simpson W.K. Giza Mastabas. Vol. 3. The Mastabas of Kawab, Khafkhufu I and II, G 7110-20,G 7130-40 and 7150 and Subsidiary Mastabas of Street G 7100. Boston, 1978.

Junker H. Giza II. Wien; Leipzig, 1934.

Junker H. Giza III. Wien; Leipzig, 1938.




DOI: https://doi.org/10.12731/wsd-2015-11.7-2458-2472

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




(c) 2016 В мире научных открытий



ISSN 2658-6649 (print)

ISSN 2658-6657 (online)

HotLog Яндекс цитирования